Святые колёса папамобилей
Двенадцать ливрейных лакеев, именуемых красивым итальянским словом palafrenieri, несут на плечах богато украшенное, обитое шёлком кресло (между прочим, также имеющее собственное имя — sedia gestatoria),
на котором восседает седовласый старец — монарх города-государства
Ватикан. Последнего, обычно, называют Папой Римским, а потому переносной
трон, использовавшийся на протяжении многих веков, можно считать...
прообразом современного папамобиля!
Между прочим, упомянутый паланкин sedia gestatoria
использовался до конца прошлого тысячелетия! Даже появление автомобиля
в папском гараже не мешало верховному понтифику Вселенской Церкви
пользоваться услугами palafrenieri... Хотя первая самобеглая
коляска появилась на территории Ватикана больше столетия назад: в 1909
году кардинал Фарлен презентовал понтифику Пию Х (1903-1914 гг.) мощный
лимузин Itala 20/30, однако подарок остался невостребованным: «Я родился
бедным, жил бедным и желаю умереть бедным», — говаривал Папа,
прослывший закоренелым аскетом и чуравшийся дорогих подношений. Так что
«святые колёса» первого папамобиля намотали всего 12 километров.
С 1909-го, когда в папском гараже появился первый автомобиль, до
1929-го, когда состоялось освобождение «ватиканского пленника», Папе
Римскому также дарили машины. К концу понтификата Пия XI (1922-1939
гг.), оказавшегося настоящим ценителем «самобеглых повозок», к услугам
папы были доступны шестнадцать (!) автомобилей таких марок, как Fiat,
Bianchi и Isotta Fraschini...
|
Впрочем, и ездить Папе было некуда — до 1929 года монарх
города-государства попросту не покидал пределы своего владения. Так
называемый «Римский вопрос» сделал первоиерарха Католической Церкви
«невыездным»: в 1870-м, когда некогда могущественная Папская область
прекратила своё существование, а Рим перешёл под контроль Италии, Папа
Римский Пий IX (1846-1878 гг.), протестуя против такого развития
событий, объявил себя «ватиканским пленником» и навсегда отказался
пересекать итало-ватиканскую границу... И только Бенито Муссолини,
подписав со стороны итальянского правительства Латеранское соглашение
прервал многолетнее заточение патриархов Запада.
В знак освобождения «узника Ватиканского дворца» компания Citroen
передала Святому Престолу бордовый папамобиль C6E Lictoria, кузов
и внутреннюю отделку которого сделали итальянские мастера. Обивщики
и краснодеревщики приложили максимум усилий, чтобы лимузин для Ватикана
отличался от обычного Citroen C6: многие элементы кузова, включая
массивную решётку радиатора, покрыли позолотой, салон отделали дорогими
породами древесины и бархатом... Причём бархат украсили вышитыми
монограммами святого Христофора — покровителя водителей
и путешественников.
Citroen C6E Lictoria можно считатать первым в истории папамобилем — автомобилем, построенным специально для Папы Римского
|
К созданию автомобиля для преемника Князя Апостолов не менее
ответственно подошли и немцы из Mercedes-Benz. В 1930 году тогдашнему
первоиерарху Пию XI (1922-1939 гг.) передали роскошный лимузин модели
460 Nurburg, который по уровню отделки перещеголял франко-итальянский
Citroen C6E Lictoria. Вместо вышитых монограмм — серебряный медальон, на
котором изображён святой Христофор, на парче и атласе — вышитые
голубки, символизирующие Святой Дух. Кстати, «Мерседес» оказался
настоящим долгожителем — за рулём «старичка» любил прокатиться даже
Иоанн Павел II.
С водителем, отделённым стеклянной перегородкой, единственный
пассажир Mercedes-Benz 460 Nurburg общался при помощи кнопочного пульта:
Папа нажимал кнопку (например, «Destra» — направо), соответствующая
команда зажигалась на специальном табло, закрепленном под панелью
приборов, после чего водитель осуществлял требуемый манёвр
|
Известно, что следующий папа, Пий XII (1939-1958 гг.), также
предпочитал автомобили марки Mercedes-Benz. Особенно примаса Италии
восхищал кабриолет модели 230 — перед самым началом Второй мировой, в
1939-м, редкую для своего времени машину передали гаражу Ватикана. И
именно на этом «Мерседесе» митрополит Римской провинции отправился по
предместьям столицы Италии, чтобы успокоить верующих после бомбардировки
города самолётами американских ВВС. По иронии судьбы, автомобиль
сломался, и понтифику пришлось пересесть на... американский Graham Paige
837 — эта машина, как и другие экспонаты из папского гаража, досталась
новому правителю Святого престола от своего предшественника.
В послевоенное время дорогих подарков от автопроизводителей Ватикан
не получал достаточно долго. И только когда «добрый Иоанн» — Иоанн XXIII
(1958-1963 гг.) — надел папскую корону после Пия XII, в
городе-государстве появились лимузин Chrysler Crown Imperial, кабриолет
Lancia Flaminia и ландоле Mercedes-Benz 300d (под этим названием
скрывается открытый четырёхдверный седан). В 1965-м инженеры из
Штутгарта выпустили новый ландоле для нового патриарха: Павел VI
(1963-1978 гг.) получил роскошный 6,3-литровый S600 Pullman, после чего
зародилась традиция — как только на конвейере появлялось новое поколение
S-Класса, на его основе обязательно строился открытый папамобиль.
В 1975-м Павел VI заложил новую традицию: вместо помпезного лимузина
монарх города-государства Ватикан выбрал... внедорожник. Toyota Land
Cruiser покорил понтифика высоким расположением трона (паства могла
прекрасно видеть своего пастыря), а водители не уставали нахваливать
тяговитый дизель и понижающую передачу, благодаря которым машина
буквально ползла со скоростью пешехода, что во время миссионерских
поездок оказалось крайне важным.
Иоанн Павел II (1978-2005 гг.) тоже любил внедорожники. И знаменитое
покушение, когда 13 мая 1981 года фанатик (а по другим данным — пособник
советских спецслужб) Мехмет Али Агджа ранил первоиерарха, Кароль
Войтыла пережил, находясь внутри неказистого полноприводника Fiat
Campagnola. С этого момента для папы римского готовили только
бронированные автомобили: в 1982-м ватиканский гараж получил Land Rover,
заднюю часть которого закрывал пуленепробиваемый колпак из прозрачного
стекла, а позднее данную машину сменил Range Rover, построенный
по аналогичному рецепту.
Иоанн Павел II за секунду до (фото слева) и сразу после покушения. В
патриарха Запада стрелял участник турецкой группировки «Серые волки»
Мехмет Али Агджа, тяжело ранивший главу католиков в живот. Именно после
этого события папамобили стали бронировать
|
Range Rover, построенный для Иоанна Павла II после печальных
событий 1981 года. Обратите внимание, что, вопреки требованиям
безопасности, боковые стёкла бронированной капсулы открыты
|
Но больше всех по душе тогдашнему первоиерарху Католической Церкви пришёлся белый мерседесовский Geländewagen —
это, пожалуй, самый известный папамобиль за вековую историю
ватиканского гаража. Правда, на закате своего понтификата Иоанн Павел
II обычно пользовался другим автомобилем — внедорожником Mercedes ML430,
которому инженеры из Штутгарта понизили клиренс и оборудовали
специальными въездами для... инвалидной коляски. В последние годы Кароль
Войтыла передвигался на кресле-каталке, а потому рельсы, по которым
коляску закатывали прямо внутрь стеклянного колпака, оказались для
ослабевшего понтифика крайне полезными.
Все автомобили, на которых передвигается Папа Римский, имеют
специальные номерные знаки: на прямоугольной табличке выбита
аббревиатура SCV (что означает Statto della Citta del Vaticano — город и
государство Ватикан) и цифра — порядковый номер машины в церковном
гараже. При этом на время публичных поездок на папамобиль всегда
крепится номерной знак «SCV 1»
|
Следующий обладатель папской тиары, Бенедикт XVI (2005-2013 гг.),
оказался «книжником» — теологом, предпочитающим кабинетную тишину
публичным выступлениям. А потому папамобилями пользовался редко, хотя
автопарк Ватикана с приходом нового понтифика обновился кардинально. Да,
Бенедикт оказался верен «трёхлучёвой звезде», отвергнув BMW
X5 и Volkswagen Touareg, но машину для выездов на публику инженеры
«Мерседеса» создавали по новому рецепту: вместо призматического колпака
старый-добрый Geländewagen «накрыли» большой быстросъёмной (!)
каплеобразной капсулой. Притом стёкла капсулы постарались сделать
настолько прозрачными, чтобы они сливались с воздухом.
Святой Престол принимает далеко не каждый папамобиль. Так,
например, Ватикан отверг подарок компании BMW, хотя Бенедикт XVI (в миру
— Йозеф Ратцингер) — родом из Баварии. Невостребованной оказалась и
машина, построенная инженерами Volkswagen... Зато Папа не отказался от
Renault Kangoo Maxi Z.E. — этот электромобиль служит в летней резиденции
понтифика
|
Geländewagen Бенедикта XVI, который специалисты Mercedes готовили
больше двух лет. Как видите, машина может выезжать на публику в
открытом, частично или полностью бронированном исполнениях
|
Какой автомобиль выберет следующий понтифик? Над такими
мелочами Папа Римский наверняка не задумывается, хотя производители
давно поняли, что постройка папамобиля — отличная реклама марке или, как
сегодня принято говорить, product placement. А учитывая, что
от следующего монарха Ватикана ждут кардинальных перемен, наверняка
в папском гараже скоро появится совсем другая техника — гибриды
и электромобили.
Алексей Кованов http://auto.mail.ru/article.html?id=40555
|