"Mercedes-Benz” делает ставку на электричество

В компании "Mercedes-Benz” считают, что к 2050 году в мировом автопарке останется всего 5% машин с традиционными двигателями внутреннего сгорания. При этом доля электромобилей возрастет до 35%. И сейчас мерседесовцы работают над целой палитрой моделей на электротяге: снижают цену и TCO (total cost of ownership – стоимость владения автомобилем), добиваются удобства ежедневного использования, улучшают комфорт. Корреспондент "Клаксона” опробовал два "Мерседеса” на электротяге – экспериментальный, созданный в единственном экземпляре "SLS AMG E-CELL” и уже запущенный в мелкосерийное производство "A-Class E-CELL”. 

Высоковольтный суперкар

Mercedes-Benz SLS AMG E-CELL

РАНЬШЕ я пребывал в убеждении, что понятия "электромобиль” и "суперкар” не более близки, чем "гуманизм” и "терроризм”. Но после знакомства с "SLS AMG E-CELL” понял, что убеждение было заблуждением. Этот автомобиль ломает привычные представления о быстром вождении... 

"SLS AMG E-CELL” даже не стартовал – автомобиль буквально рубанул пространство. Ускорение было настолько резким, что оправа моих очков, казалось, оставит синяки на переносице. Спринт с места до 50-60 км/ч непривычно резок – ведь электромотор в отличие от двигателя внутреннего сгорания не надо раскручивать. Он выдает максимальный крутящий момент сразу, с первого оборота, обеспечивая "формульное” ускорение. Что касается классического упражнения "разгон 0-100 км/ч”, то его электрический суперкар выполняет быстрее чем за 4 с – сопоставимый показатель демонстрирует серийный "SLS AMG” с бензиновым V8. 

– Это лишь экспериментальная модель, – напоминает Ян Фестель, глава отдела передовых технологий. – В целом, у электрических суперкаров огромный потенциал по динамике и управляемости. 

"SLS AMG E-CELL” на самом деле ирреально устойчив. Тест проходил на закрытой гоночной трассе поздно вечером, в полной темноте – видимо, ради секретности. И один из поворотов закручивался намного сильнее, чем я ожидал. Поворачиваю руль, инстинктивно ожидая скольжения, но... Автомобиль просто сменил траекторию на более крутую, хотя наши головы уже клонила вбок изрядная боковая перегрузка. 

– Полный газ! – командует Ян, хотя до выхода из поворота еще далеко. 

Вжимаю акселератор в пол, опять же ожидая заноса... И вновь ни намека на скольжение. "SLS AMG E-CELL” просто катапультировался к следующему повороту. 

Электрический суперкар устойчивее и точнее своего серийного заднеприводного собрата с бензиновым V8. Секрет заключается в том, что экспериментальный автомобиль – полноприводный. В каждое из колес имплантирован электромотор (суммарная мощность этого квартета составляет 533 л.с.). Автоматика может варьировать тягу на каждом колесе индивидуально, помогая поддерживать задаваемую водителем траекторию. 

Mercedes-Benz SLS AMG E-CELL
Внутри от бензинового собрата электрический "SLS AMG E-CELL” отличается деталями. Например, вместо рычага АКПП – три клавиши с литерами "P”, "R” и "D” и огромный монитор на центральной консоли.

Mercedes-Benz SLS AMG E-CELL
Под капотом "SLS AMG E-CELL” – низко расположенный блок литий-ионных батарей.

Весомый вклад в устойчивость вносит низкий центр тяжести "SLS AMG E-CELL”. Создатели электрического суперкара имеют больше свободы в компоновке автомобиля, чем инженеры, проектирующие модель с ДВС. Самые тяжелые элементы "SLS AMG E-CELL” – высоковольтные литий-ионные батареи с жидкостным охлаждением – сделаны максимально плоскими и, грубо говоря, "выстилают” днище автомобиля, обеспечивая равномерное распределение веса и низкий центр тяжести. 

Схема "электромотор-в-колесе” потребовала переработки ходовой части. Если серийный бензиновый "SLS AMG”, подобно гоночному автомобилю, имеет подвеску на двойных А-образных рычагах, то электрический прототип оснащен многорычажными конструкциями спереди и сзади. Как видите, несмотря на внешнее сходство с серийным образцом, электросуперкар по большому счету самостоятельная модель. Она отличается даже интерьером, начиная от оригинальной приборной панели и заканчивая блоком управления трансмиссией. Вместо привычного рычага "автомата” – просто три клавиши с литерами "P”, "R” и "D”. Плюс так называемый регулятор темперамента на четыре позиции: от самого спортивного режима, когда автомобиль резко реагирует на акселератор, а водитель может тормозить двигателями с помощью подрулевых "лепестков”, до самой комфортной. В последнем случае мощность электромоторов ограничивается, в характере суперкара появляется "легковая” мягкость – комфортный режим удобен для городского вождения. 

– Электрический суперкар дороже бензинового? – спрашиваю Яна Фестеля. 

– Намного. Пока все его компоненты – очень дорогие. Не уверен, что "SLS AMG E-CELL” будет запущен даже в мелкосерийное производство. 

Что ж, со временем, как это обычно и бывает, технологии станут дешевле, и "Mercedes-Benz” однажды явит миру суперкар на электротяге. 

Уже в серии

Mercedes-Benz A-Class E-CELL

Mercedes-Benz A-Class E-CELL
"A-Class E-CELL” – вполне практичный автомобиль с двумя рядами сидений и достаточно вместительным багажником.

АКТИВНО работать над электромобилями компания "Mercedes-Benz” начала в 1972 году. Тогда увидела свет модель "LE306”, созданная на основе микроавтобуса – далекого предка современного "Viano”. Только его большой кузов мог вместить громоздкие батареи. Тот автомобиль развивал 65 км/ч, а запас хода составлял ничтожные 70 км. Спустя десять лет технологии вышли на новый уровень: размеры и масса батарей уменьшились – их уже мог вместить легковой универсал серии "W123” образца 1982 года. 

– Эффективность электромобилей значительно возросла, когда появились литий-ионные батареи, – рассказывает глава проекта "A-Class E-CELL”, доктор Волькер Шторкманн. – При прочих равных условиях они в два раза легче никелевых аккумуляторов и обеспечивают в три раза больший запаса хода. Появилась возможность запустить электромобили в серийное производство. 

Электрический "А-Class E-CELL” выпускается с осени 2010 года. На заводе в Раштатте изготовлено 500 автомобилей. Когда садишься за руль этого электрокара, то первым делом обращаешь внимание на... непривычно высокий пол салона. Под ним скрываются литиум-ионные батареи, которые можно заряжать как от бытовой электросети, так и от специальной 400-вольтовой розетки – их сеть сейчас развивается на паркингах Западной Европы. 

При зарядке от бытовой электросети необходимо восемь часов, чтобы автомобиль с "пустой” батареей получил запас хода на 100 км. При использовании 400-вольтовой розетки процесс сокращается до трех часов. "A-Class E-CELL” с полностью заряженной батареей способен проехать до полной разрядки 255 км. Как считают мерседесовцы, эти параметры удовлетворяют запросам большинства водителей-горожан, эксплуатирующих свои автомобили в условиях мегаполиса. Состояние батарей владелец может контролировать через мобильный телефон или индивидуальный микросайт автомобиля. 

А если "A-Class E-CELL” придется эксплуатировать зимой в России? Как утверждают мерседесовцы, при морозах в диапазоне –20-40° С запас хода будет уменьшаться на 20-30% в зависимости от условий и манеры вождения. 

Mercedes-Benz A-Class E-CELL
Уровень заряда батарей можно контролировать не только по приборам, но также через мобильный телефон и Интернет.

Mercedes-Benz A-Class E-CELL
Розетка для зарядки "А-Class E-CELL” установлена там, где на обычных автомобилях расположена горловина топливного бака.

...Никогда бы не подумал, что вождение электромобиля по городу может приносить удовольствие. Во всех моделях на электротяге, которые мне довелось опробовать в "нулевых” годах (это были экспериментальные машины из Японии), темперамента и характера было не больше, чем в соковыжималке. "A-Class E-CELL”, напротив, весьма азартен. Поскольку электромотор сразу после старта выдает максимальную тягу, при стартах со светофора автомобиль соперничает с весьма мощными бензиновыми моделями. С места до 60 км/ч (разгон в этом диапазоне наиболее важен в городе) "A-Class E-CELL” ускоряется за 5,5 с. Максимальная скорость достигает 150 км/ч, что позволяет уверенно использовать электромобиль на магистралях. 

Участок кругового движения прохожу чуть быстрее, чем следует. Уже чуть повизгивают покрышки и кренится кузов. Сброс газа – и электромобиль послушно "заныривает” внутрь поворота. Все привычно и безопасно. По конструкции "A-Class E-CELL” проще, чем, например, "SLS AMG”. Передние колеса вращает один-единственный мотор. Настройки управляющей им электроники обеспечивают "A-Class E-CELL” практически хрестоматийное поведение переднеприводной модели. 

Единственное, что непривычно (и не очень приятно) – высокий, чуть визгливый "троллейбусный” звук электромотора. Недаром в проекте работает команда дизайнеров по звуку, которая улучшает "голоса” электромобилей. В будущем они станут приятнее для слуха. 

В остальном – по плавности хода, по ощущениям от рулевого управления – электрический "А-Class E-CELL” напоминает привычные "Мерседесы”. Прогресс не должен вызывать раздражение у потребителя. Покупатель, пересаживаясь с традиционного автомобиля на электрический, должен получить привычное и практичное транспортное средство с новыми возможностями. Так считают в компании "Mercedes-Benz”. 



http://www.motorpage.ru/drive/mercedes-benz/sls-klasse/44008/