Используя в разговоре привычные автомобильные термины – ДВС,
"автомат", кондиционер, дисковые тормоза, ESP – мы даже не задумываемся
об истории их возникновения. "Мотор" решил восстановить справедливость и
вспомнить, когда и на каких автомобилях появились нововведения,
которыми мы пользуемся каждый день. Автомобили с ДВС Когда: 1885 год Кто: Benz Николаус
Отто, построивший в 1878 году первый четырехтактный двигатель
внутреннего сгорания, несомненно дал большой толчок автомобилестроению.
Однако не менее важным было и изобретение Карлом Бенцем в 1885 году
автомобиля с ДВС. Первым
серийным легковым автомобилем с дизельным двигателем стал Mercedes-Benz
260D в 1936 году. Турбодизель появился почти на 40 лет позже: в 1979
году "пионером" стал Peugeot 604. Впрочем,
этот факт трудно назвать неоспоримым: множество ученых и инженеров из
разных стран пришли к самодвижущемуся экипажу с двигателем внутреннего
сгорания почти одновременно. Например, австриец Зигфрид Маркус в 1883
году и немец Готтлиб Даймлер в 1886. Тем не менее, главным новатором
принято считать именно Бенца. Кстати, первый одноцилиндровый ДВС его
"Моторвагена" развивал меньше одной лошадиной силы. Фары, стартер и зажигание Когда: 1912 год Где: Cadillac Model 30 Self Starter Все
эти совершенно привычные для современного автомобиля атрибуты появились
больше века назад, в 1912 году, на одном и том же автомобиле – Cadillac
Model 30 Self Starter ("самозапускающийся"). Причем в его фарах стояли
лампы уже с надежной вольфрамовой нитью. Благодаря
этой машине водители забыли об ацетилене и карбиде, о неэффективных
лампах с угольной нитью накаливания и о "кривом стартере",
использовавшемся для запуска двигателя раньше. Кроме того, есть мнение,
что именно стартер "убил" зарождавшийся в то время рынок электромобилей –
ведь до этого эксплуатировать автомобиль с ДВС было не так просто. Коробка передач Когда: 1898 год Где: Renault Voiturette 24
декабря 1898 года Луи Рено принял вызов проехать на своем Voiturette
вверх по крутой парижской улице Рю Лепик, что на Монмартре. Благодаря
наличию коробки передач у него это получилось – и он тут же получил
первые 12 заказов на свою "повозку". Наиболее
распространенный в наше время передний привод придумали американцы еще в
1929 году, воплотив идею на автомобиле Cord L29. Но по-настоящему
массовое производство переднеприводных автомобилей началось только во
второй половине прошлого века. В 1899 году Луи
вместе с братьями основал компанию Renault Freres, которая наладила
выпуск модели Voiturette Type А, оснащенной достаточно мощным по тем
временам (1,75 лошадиной силы) двигателем "Де Дион-Бутон" и первой в
мире коробкой передач (три вперед, одна назад). Схема прямой передачи с
карданным валом до сих пор используется на заднеприводных автомобилях. "Автомат" Когда: 1939 год Где: Oldsmobile Custom 8 Cruiser Неудивительно, что "автомат" изобрели ленивые американцы, живущие в стране прямых, как стрела, хайвеев. Первыми
счастливцами в 1939 году стали покупатели модели Oldsmobile Custom 8
Cruiser, серийно оснащенной четырехступенчатой трансмиссией HydraMatic с
гидротрансформатором. Вот ссылка на рекламный ролик 1941 года,
популярно расписывающий прелести "автомата". Барабанные тормоза, независимая подвеска, несущий кузов Когда: 1922 год Кто: Lancia Lambda Как
и в случае со стартером и фарами, все эти нововведения появились на
одной машине, причем одновременно – это была Lancia Lambda. Полноприводным
автомобилем с двигателем внутреннего сгорания – Spyker 60 НP – появился
намного раньше, в 1903 году. Между прочим, с блокировками всех трех
дифференциалов. На "Лямбде" впервые был
использован несущий кузов, впервые применены барабанные тормоза на всех
колесах (для заднеприводных автомобилей), а также независимая подвеска
передних колес. Всего было продано около 13 000 экземпляров Lancia
Lambda. Гидроусилитель Когда: 1951 год Кто: Chrysler Crown Imperial В
первой четверти XX века года крутить "баранку" помогали только бицепсы –
никаких усилителей предусмотрено не было. Позднее, в 30-х годах,
появились сложные и шумные пневмосистемы, которые облегчали участь
водителей, но особого комфорта не обеспечивали. И
лишь в 1951 году корпорация Chrysler приладила к своему огромному
фешенебельному седану Chrysler Crown Imperial первый в мире
гидроусилитель Hydraguide. В Европе ГУР впервые появился у французов, на
модели Citroen DS 19 в 1954 году. Дисковые тормоза Когда: 1958 год Где: Citroen DS 19 Тот
же самый Citroen DS 19, но четырьмя годами позже, в 1958-м, стал
"пионером" еще в одной области: автомобилей с дисковыми тормозами.
На этом, кстати, список нововведений DS 19 не заканчивался: у него был
передний привод, отличная аэродинамика (Сх=0,3), гидропневматическая
подвеска всех колес и руль с единственной спицей. Неудивительно, что в
первый же день продаж Citroen получил 12 000 заявок на новую модель. "Поворотники" Когда: 1939 год Где: Buick Roadmaster Возможно,
если бы все современные водители знали, через что пришлось пройти
автолюбителям с начала XX века, чтобы наконец-то достичь привычных нам
электрических "поворотников", то они бы использовали их чаще. Сначала
были специальные фонарики, потом механические указатели в виде
стрелочек, указывающих направление движения, и лишь в 1925 году Эдгар
Вальтц запатентовал современный "поворотник". Но появиться на серийных
автомобилях ему было суждено только через 14 лет – после истечения срока
патента. Первым автомобилем с указателями поворота стал Buick
Roadmaster 1939 года. "Дворники" Когда: 1903/1917/1926 годы Кто: Bosch Женский
вклад в историю автомобильной безопасности – "дворники". Зимой 1903
года американка Мэри Андерсон, наблюдая за мучениями своего водителя в
сильный снегопад (ему постоянно приходилось выбегать из машины и
протирать стекло), не выдержала и придумала механический привод, который
и запатентовала. В 1917 году "дворники" с электроприводом запатентовала
еще одна женщина – Шарлотта Бриджвуд. Несколько лет ее изобретение
пролежало на полке, пока в 1926 году его не присвоила себе фирма Bosch. В
том же году электрические "щетки" появились одновременно на огромном
количестве автомобилей разных марок. Трехточечные ремни безопасности Когда: 1959 год Где: Volvo PV 544 Конечно,
кто еще, если не "Вольво"? Шведская компания едва ли не с момента
своего появления уделяла огромное внимание безопасности своих
автомобилей, совершенствую конструкцию кузова и систем безопасности, и
проводя большое количество краш-тестов. Несмотря
на то, что ремни использовались человечеством в различных областях еще с
конца позапрошлого века, именно Volvo принадлежит тот самый механизм,
который сейчас спасает жизни многих людей при аварии – трехточечный
ремень безопасности. Впервые это устройство появилось на автомобиле
Volvo PV 544. До этого существовали простенькие двухточечные ремни,
однако сравниться по эффективности со шведским изобретением они не
могли. Кондиционер Когда: 1939 год Где: Packard Twelve Sedan В
наше время даже бюджетные автомобили щеголяют климатическими системами.
Однако первый в мире автомобиль с кондиционером был представлен лишь в
1939 году на Автомобильной выставке в Чикаго. Это был Packard 12. Первые
аудиосистемы в автомобилях стали появляться в 30-е годы прошлого века. В
США в 1930 году за 110 долларов начались продажи радиосистемы Motorola,
в Германии в 1932 году на машинах Studebaker появилась "музыка"
Blaupunkt, а спустя год в Великобритании радио получили автомобили
Crossley. Стоимость опции
составляла 274 доллара: в то время – более трети цены нового
полноразмерного легкового автомобиля! Для включения кондиционера
водитель должен был заглушить двигатель и вручную установить ремень на
шкив компрессора. Помимо агрегатов, расположенных под капотом, сам
"холодильник" занимал половину багажника и со своей задачей справлялся
крайне неэффективно. Навигация Когда: 1981/1995 год Где: Honda Accord и Vigor "Да
в моей 'японке' такое уже 20 лет назад было", – это самая
распространенная фраза, которую можно услышать от любого фаната
праворульных иномарок. Так и есть – многие "гаджеты" и электронные
системы, которыми мы пользуемся сейчас, впервые появились на японских
машинах, продаваемых на местном рынке. Например, навигационная система. Первое
подобие навигатора – Plus Fours Routefinder – появилось еще в 1920-е
годы. Это была бумажная скрутка карты между деревянными палочками,
которые вращались вручную. Спустя десять лет появился прибор IterAvto,
который делал то же самое, но уже автоматически, в зависимости от
скорости движения. Первые
навигационные приборы для автомобилей появились совсем недавно – около
30 лет назад. Новаторами стали японцы из фирмы Honda, предложив в
качестве опции для своих моделей Accord и Vigor в 1981 году
навигационную систему Electro Gyrocator, которая работала… без GPS! И
вообще без какой-либо привязке к спутникам. Чтобы
воспользоваться навигатором "Хонды", водителю нужно было взять
специальную пластиковую карту местности и поместить курсор на место
текущего положения, а дальше встроенный гироскоп определял направление
перемещения автомобиля и его скорость, а "навигация" вычерчивала
маршрут. Сложно. И очень дорого для того времени – четверть цены того же
Аккорда. Первая же встроенная навигация для автомобиля с GPS появилась в 1995 году на автомобиле Oldsmobile 88. Подушки безопасности Когда: 1971/1972 год Где: Ford Taunus 20М P7B и Oldsmobile Toronado В
1967 году изобретатель из США Аллен Брид придумал шариковый сенсор для
определения столкновения автомобиля, который стал ключевым элементом
новой системы безопасности – надувных подушек. Это
была весьма востребованная инновация – казалось бы, теперь можно не
пристегиваться! Впервые она появилась на опытной партии автомобилей Ford
Taunus в 1971 году. Первым же серийным автомобилем с подушками
безопасности годом позже стало купе Oldsmobile Toronado. Но широкое
распространение "подушки" получили только в средине 80-х годов. И да –
пристегиваться все же необходимо. ESP Когда: 1995 год Где: Mercedes-Benz S 600 Компания
Bosch с начала 90-х готов пыталась заставить электронику исправлять
ошибки водителя. Работы над созданием системы стабилизации (или системы
курсовой устойчивости) привели к тому, что в 1995 году ESP впервые
появилась на серийном автомобиле, которым стал самый шикарный седан из
Штутгарта – Mercedes-Benz S 600 в монументальном кузове W140. Сейчас
Bosch является крупнейшим поставщиком датчиков и управляющей
электроники системы стабилизации, которая в зависимости от бренда может
называться по-разному: DSC (BMW), ESP (Mercedes-Benz), VSC (Toyota) и
так далее. Однако ее суть остается одинаковой: помочь исправить ошибку
водителя и не допустить развития заноса или сноса автомобиля. Кроме
того, современные системы умеют бороться с угрозой переворота на высоких
машинах – например, на внедорожниках. АБС Когда: 1966 год Где: Jensen Interceptor FF Первые
попытки внедрения антиблокировочной системы на автомобилях были
предприняты еще в 50-х годах, когда она уже активно использовалась как
на железных дорогах, так и в авиации. Но первый автомобиль с АБС
появился только в 1966 году – им стало британское полноприводное купе
Jensen FF, которое стоило сумасшедших денег и в итоге разошлось по миру
смехотворным тиражом в 320 штук.
В конце 60-х – начале 70-х АБС обзавелись американские купе Ford
Thunderbird, Lincoln Continental, Oldsmodile Toronado, Chrysler
Imperial, Cadillac Eldorado и японский "членовоз" Nissan President. В
Европе электронную АБС от Bosch одновременно применили BMW и
Mercedes-Benz в 1976 году на своих флагманских моделях – 7-серии и
S-классе. Именно датчики АБС и ее исполнительные механизмы использует
для своей работы система стабилизации. Тоже первые В
истории автомобилестроения были не только отдельные изобретения –
некоторые автомобили сами по себе представляли одну большую
инновационнию. Электромобиль Когда: 1828 год Кто: Аньош Иштван Йедлик Первым
серийным электромобилем принято считать Mitsubishi i-MiEV, который
вышел на рынок в 2009 году (а с 2011 года продается и в России). Чуть
раньше в продажу поступил дорогущий спорткар Tesla Roadster, но на самом
деле, электромобили появились даже раньше автомобилей с ДВС – еще в
1828 году венгерским физиком Аньошем Иштваном Йедликом была изобретена
электрическая тележка с четырьмя колесами. В
конце XIX века за экспериментами на электротяге были замечены многие
европейские и американские инженеры, ученые и изобретатели. В 1899 году
первый русский электромобиль построил Ипполит Романов. Петербургским
изобретателем были спроектированы четыре модели электромобилей:
двухместная и четырехместная коляски, а также 17-местный и 24-местный
омнибусы. Двухместный кэб и 17-местный омнибус построены по его проекту в
1899 году. В том же 1899 году построенный бельгийцем Камилем
Женатци автомобиль La Jamais Contente разогнался быстрее 100 километров в
час на суше (109,4 километра в час). В настоящую же "серию"
электромобили запустила американская компания Detroit Electric, которая
выпускала свои электрокары с 1907 года до начала Великой депрессии в
1929 году. В 1910-е годы их тираж доходил до 2000 экземпляров. В 1910
году Уильям Андерсон, основавший Detroit Electric на базе Anderson
Carriage Co., установил на электромобиль новые никель-стальные
аккумуляторы Эдисон, которые позволяли проехать 100 миль (160
километров) на одной зарядке, что вдвое превосходило пробег на
стандартных свинцово-кислотных аккумуляторах. Гибрид Когда: 1901 год Кто: Lohner-Porsche Серийно
гибридные автомобили производятся не так давно: с 1997 года, когда на
конвейер встала Toyota Prius первого поколения. Формально же первый
гибридомобиль появился еще в 1901 году – это был полноприводный
Lohner-Porsche. Два
бензиновых ДВС соединялись с парой электрогенераторов, которые
вырабатывали ток для электродвигателей в каждом из четырех колес.
Избыточная энергия накапливалась в аккумуляторах. Кроме того, меняя
полярность электрогенераторов, их можно было использовать и как стартеры
для бензиновых двигателей. Водородный двигатель Когда: 1806 год Кто: De Rivaz Первый
рабочий образец двигателя внутреннего сгорания, работавшего на
водороде, был разработан швейцарцем де Ривазом в 1806 году для
одноименного автомобиля. А серийный автомобиль на водороде появился во
Франции в 1863 году и назывался он Hippomobile. Однако
появления серийного "водородомобиля" пришлось ждать почти 150 лет: им
стала "семерка" BMW прошлого поколения с двигателем V12, которая на
водороде развивала всего 228 сил и 337 Нм момента. Хотя, конечно,
"серией" это можно называть весьма условно: было собрано несколько сотен
машин, в основном для PR-целей. Фото: производителей, motor.ru |