Описывать недостатки летней резины зимой, а зимней — летом, к счастью, уже не нужно. Большинство автовладельцев в России сегодня хорошо понимают целесообразность сезонной смены шин и исправно «переобувают» свои машины дважды в год. Тех же, кто этого не делает, переубедит государство — штрафами за использование покрышек не по сезону.
С покупкой зимней резины сейчас тоже нет проблем: рынок предлагает модели на любой вкус и кошелёк. Но как выбрать зимние шины, которые лучше всего подойдут вам и вашему автомобилю? Это зависит от многих факторов — начиная с условий эксплуатации и заканчивая суммой, которую вы готовы потратить. В общем, правильнее поставить вопрос по-другому: Какие покрышки нужны именно вам? Универсального рецепта на все случаи жизни нет, поэтому, чтобы выбрать подходящие зимние шины, придётся узнать ответы на несколько важных вопросов.
Материал обновлён 05.10.2022 г.
Какие бывают типы зимних шин
Подбор резины для зимы в чём-то проще ответа на вопрос, как выбрать летние шины. Все зимние покрышки можно довольно чётко разделить на три типа. И каждый из них будет лучшим вариантом в определённых дорожных и климатических условиях — наиболее безопасным, эффективным и долговечным.
«Европейские» зимние шины. Покрышки этого типа создаются в расчёте на «мягкую зиму» — с небольшим количеством снега, лёгкими морозами и частыми оттепелями. В таких условиях автомобилю придётся ездить не столько по скользким покрытиям, сколько по мокрому или сухому асфальту.
Поэтому зимние шины такого типа лучше цепляются за твёрдое покрытие — особенно на высокой скорости. Они хорошо отводят воду из пятна контакта и меньше шумят. Но если дорогу засыплет снегом, от водителя потребуется максимум умения и осторожности — автомобиль будет рано скользить и плохо слушаться руля. И даже неглубокие сугробы могут стать для него непроходимыми.
Европейские шины подойдут тем, кто живёт в тёплом климате или в крупных городах, где исправно чистят улицы и обрабатывают их противообледенительными реагентами.
«Скандинавские» зимние шины. Модели этого типа рассчитаны на более суровые условия, с температурами существенно ниже нуля, постоянным снегом или льдом на дороге. Сцепление на скользких покрытиях у них намного лучше, чем у «европейских», особенно на снегу – как рыхлом, так и укатанном. Достигается это за счёт мягкости протектора, который словно прилипает к скользкому покрытию, цепляясь за малейшие его неровности. За это свойство такие шины прозвали в народе «липучками».
Однако у мягкого протектора есть и очевидные недостатки: податливая резина снижает возможности шин на твёрдых покрытиях. На асфальте автомобиль, обутый в «скандинавские» покрышки, хуже тормозит и не так чётко реагирует на повороты руля. Кроме того, эти шины быстрее стираются, особенно при плюсовых температурах, когда резина становится ещё мягче.
Поэтому «скандинавские» шины лучше других проявят себя в северных районах России и Сибири: они не боятся сильных морозов (резина меньше «дубеет» по мере снижения температуры), и там зимой почти нет чистого асфальта, губительного для этих покрышек.
Шипованные шины. Наиболее радикальный вариант зимней резины. У них в протектор вмонтированы (вставлены или вклеены) металлические шипы, выступающие наружу на 1–1,5 мм. Острыми краями они «вгрызаются» в скользкое покрытие и цепляются за мельчайшие неровности, благодаря чему такие шины держат автомобиль на льду ещё лучше, чем «скандинавские». Особенно при небольшом минусе, когда лёд относительно мягкий.
С понижением температуры преимущество шипованных шин уменьшается. Во-первых, шипы не так эффективно «вгрызаются» в твёрдый лёд. Во-вторых, у шипованных покрышек в мороз хуже работает остальной протектор: его приходится делать жёстче, чем у «липучек», чтобы он мог надёжно удерживать в себе шипы. Однако такой протектор обычно лучше действует в рыхлом снегу, наделяя автомобиль высокой проходимостью.
Есть у шипованных шин и очевидные недостатки. Шипы, эффективные на льду, на асфальте только мешают. Они плохо цепляются за твёрдое покрытие (попутно снижая сцепление резины вокруг них) и изнашиваются сами, несмотря на твёрдосплавный наконечник. В итоге у автомобиля, обутого в шипованные шины, на асфальте увеличивается тормозной путь – по этому параметру они часто проигрывают даже «скандинавским» покрышкам – и страдает управляемость. А сами шипы при резких манёврах могут просто вылетать из протектора. Наконец, шины этого типа – самые шумные среди зимних покрышек. Правда, последние несколько лет производители шипованных шин проделали большую работу по совершенствованию их конструкции: появились «умные» шипы, которые утапливаются в протектор при езде по асфальту, что заметно улучшает управляемость и сокращает тормозной путь. Экспериментируют инженеры и с формой шипов, их количеством и расположением.
Шипованные шины хорошо подойдут для среднероссийской зимы, особенно там, где гололёд – обычное явление. Будь то европейская часть страны, Урал или Сибирь. Однако учтите, что в большинстве европейских стран шипованные покрышки запрещены, поскольку шипы портят асфальтовое покрытие дорог. На машине с такими колёсами вас не пропустят через границу.
Как отличить шины разного типа
Прямых указаний в маркировке шины на её тип не существует, а продавцы не всегда достаточно компетентны, чтобы объяснить все нюансы. Потому смотрите и сравнивайте несколько моделей, ориентируясь на характерные признаки каждого типа.
«Европейская» шина больше остальных похожа на летнюю покрышку. У неё относительно крупные блоки протектора и широкие канавки между ними, предназначенные для отвода влаги — воды или опасной во время оттепели снежно-водяной смеси, так называемой шуги. А сама резина в зоне протектора твёрже, чем у скандинавских шин: обычно это можно понять даже на ощупь, без измерительных инструментов.
Характерная черта «скандинавских» шин – обилие тонких, зигзагообразных канавок на блоках протектора, которые называют ламелями. Когда шина деформируется под нагрузкой в пятне контакта с дорогой, края ламелей смещаются относительно друг друга и дополнительно цепляются за лёд или снег, увеличивая эффективность покрышки. Но ламели же делают шину и более податливой на асфальте, размазывая реакции автомобиля. Ещё одна особенность «скандинавских» шин — угловатый переход от боковины к протектору, благодаря которому улучшается проходимость в рыхлом снегу.
Шипованные шины несложно отличить от остальных по наличию тех самых шипов, но при выборе модели стоит присмотреться не только к водоотводящим каналам (они важны для любой зимней шины), но и к самим шипам. У наиболее эффективных покрышек они не круглые, а имеют сложную форму из твёрдого сердечника и алюминиевого корпуса. Обратите внимание на их расположение: распределение шипов по протектору характеризуется «рядами ошиповки» – количеством канавок, которые «прогрызут» шипы во льду, если колесо будет буксовать. Очевидно, чем таких рядов больше, тем эффективнее будет работать шина на скользком покрытии.
Какую размерность зимних шин выбрать
На автомобили разрешено устанавливать шины только той размерности, которая рекомендована автопроизводителем. Однако сейчас большинство моделей продаются с несколькими вариантами колёс, а значит, у владельца появляется возможность выбора. Какая же размерность предпочтительнее для зимы?
Однозначного ответа на этот вопрос тоже нет — всё зависит от условий эксплуатации. Если большую часть зимы машина ездит по чистым и ровным улицам мегаполиса, изредка покрывающимся тонким слоем льда, то подойдут «европейские» шины той же размерности, что и летние. Благодаря им при переходе на «зиму» меньше пострадает управляемость.
Но если зима в вашем регионе серьёзная, со снегопадами, гололёдами и тому подобными сезонными радостями, то стоит присмотреться к зимним шинам меньшей ширины (первая цифра в их размерности) и с более высоким профилем (вторая цифра, указанная через «/»). Более узкие шины лучше ведут себя на льду, в свежевыпавшем снеге и «шуге», а дополнительные проценты профиля сберегут покрышки на ямах и колдобинах, которых зимой и, особенно, ранней весной на российских дорогах становится слишком много. И даже по ровному шоссе езда на таких шинах будет комфортнее.
Конечно, переход на такую размерность ухудшит управляемость автомобиля на асфальте, но это разумная плата за все вышеперечисленные преимущества. Ведь зимой темп движения, как правило, ниже летнего, и эта разница будет не так заметна. Главное — помнить, что на любых зимних шинах тормозной путь у машины на асфальте длиннее, чем на летних, — что на сухом, что на мокром.
Как читать маркировку шин на боковинах
Перед тем, как выбрать зимние шины, нужно разобраться с их маркировкой. Помимо собственно марки и модели, на боковине шины есть ещё множество надписей, которые могут многое рассказать о покрышке. Прежде всего убедитесь, что она действительно зимняя — особенно, если речь идёт о шине «европейского» типа, у которой не столь характерный протектор. Сомнения должны развеять надпись Winter, рисунок снежинки или буквы M+S (Mud + Snow), чаще встречающиеся на покрышках для внедорожников. А вот сочетанием All season помечают так называемые всесезонные шины, с которыми предполагается эксплуатировать автомобиль круглый год. Но они и зимой малоэффективны, и в тёплую погоду будут хуже летних шин.
Следующее, на что надо обратить внимание, – грузоподъёмность шины и её индекс скорости. Обозначающие их цифры и буква обычно выгравированы на боковине сразу после размерности. Грузоподъёмность пишется в условных единицах (но там же на боковине можно найти и её расшифровку, указанную мелким шрифтом), и она должна быть такой, чтобы максимальная нагрузка, помноженная на четыре покрышки, была гарантированно больше полной массы автомобиля.
Впрочем, об этом скорее всего позаботятся автопроизводитель и шинные компании. Они следят за соответствием веса машины рекомендованной размерности покрышек и их грузоподъёмности. Другое дело, что даже у одной модели шины могут быть варианты с разной нагрузкой. Та версия, у которой она выше, будет надёжнее. Но при этом такая шина менее комфортна и расход топлива с ней окажется выше.
Индекс скорости показывает предельно допустимую безопасную скорость автомобиля, обутого в данные шины. Этот параметр обозначается английскими буквами от J (100 км/ч) до ZR (более 240 км/ч). Для массовых современных машин наиболее популярны зимние шины с индексами S (до 180 км/ч), Т (190 км/ч), H (210 км/ч).
Ещё один важный параметр зимних шин – износостойкость. Её производитель покрышек тоже указывает на боковине — в некоторых условных единицах. Это цифра, которая идёт сразу за словом Treadwear. Средний показатель износостойкости — 100 единиц.
Наконец, важно понять, когда покрышка была произведена. Срок хранения новых зимних шин — всего два года, и нежелательно эксплуатировать их более пяти лет: резина стареет и теряет свои свойства. Хотя некоторые бренды дают гарантию на целое десятилетие. Дата изготовления указывается на шине тремя-четырьмя небольшими цифрами, обведёнными овалом. Они означают порядковую неделю и год, в которые была выпущена покрышка.
Наконец, с 1 ноября 2020 года все легально продаваемые в России шины должны быть со специальным штрихкодом на боковине, где производителем зашифрованы данные шины, это своеобразный аналог акцизной марки. С его помощью будет контролироваться товарный оборот покрышек, а потребителей это должно страховать от покупки контрафактного товара. Поэтому обязательно обращайте внимание на наличие таких наклеек.
Как выбрать бренд и модель зимних шин
Итак, вы определились с типом и размерностью зимних шин, которые вам нужны. Осталось выбрать конкретную модель. Увы, определить на глаз или на ощупь, какая из шин лучше, не получится. Хотя некоторые продавцы в шинных магазинах пытаются это делать, комментируя рисунок протектора или мягкость шинной боковины. То, насколько покрышка будет хорошо держать на льду и сильно ли она будет шуметь, зависит от совокупности множества факторов, не видных глазом — начиная с химического состава резины и заканчивая конструкцией каркаса.
Вообще, полагаться при выборе шин на мнение продавцов — дело рискованное. У одних в вашей покупке свой интерес, другие могут просто не обладать достаточными знаниями. Лучше ориентироваться на информацию из более компетентных источников — например, изучить результаты шинных тестов, проводимых независимыми экспертами и крупными изданиями. И ориентироваться надо прежде всего на самые свежие публикации. Производители шин постоянно соврешенствуют свою продукцию, часто даже не меняя названия покрышек. Поэтому рейтинг зимних шин 2021, например, года может сильно отличаться от предыдущих лет. Хотя лучшие зимние шины из года в год делают всего несколько компаний, лидирующих в гонке технологий.
Если подходящего теста не нашлось, положитесь на репутацию шинной марки. Большая часть покрышек в мире выпускается крупными концернами — Goodyear, Continental, Michelin, Pirelli, Brigdestone, Dunlop, Yokohama. Финская компания Nokian не такая крупная, но тоже традиционно сильна в производстве зимних шин, особенно шипованных и «скандинавских».
В моделях, которые концерны выпускают под собственными брендами, как правило, сосредоточены все последние разработки и технологические достижения компании. Оборотная сторона: они же будут и самыми дорогими. Если ваш бюджет ограничен, то можно обратить внимание на шины так называемой второй линии, которая есть у большинства концернов.
Это либо не самые свежие модели, либо покрышки дочерних брендов крупных фирм — BF Goodrich, Matador, Gislaved, Nordman, Cooper, Uniroyal… Часто в этих моделях применяются конструкторские решения или рисунки протектора, которые были у «топовых» шин всего несколько лет назад. Также для них используют не такую дорогую резиновую смесь или шипы попроще — и в итоге покрышки оказываются заметно дешевле, но не намного хуже своих более дорогих собратьев.
Примерно равны им по ценам покрышки менее крупных и именитых компаний, таких как японская Toyo или корейские Kumho и Hankook. Причём по своим возможностям некоторые из них бывают близки к шинам топ-уровня.
Наконец, среди шинных брендов есть бюджетный сегмент, в котором шина может стоить в разы дешевле топ-моделей. Сюда можно отнести малоизвестные европейские марки (например, Kleber или Sava), продукцию российских производителей и появившиеся в последние годы шины из Китая. Надёжность и эффективность последних пока вызывают вопросы, однако качество китайской продукции стремительно растёт каждый год.
Сколько шин покупать: две или четыре
Ещё находятся водители, желающие сэкономить на сезонной «переобувке», которые покупают шины только на «главную» ось и ставят зимние покрышки или на передние колёса в случае с переднеприводным автомобилем, или, наоборот, назад, если машина с задними ведущими. Мотивируют это тем, что ПДД не запрещают установку на переднюю и заднюю оси шин разных моделей.
Однако в случае с зимними шинами такая «экономия» уже незаконна. В том же параграфе ПДД (п. 5.5 Перечня условий, при которых запрещается эксплуатация автомобиля) сказано, что недопустимо устанавливать на машину одновременно шипованные и нешипованные покрышки. А ещё один важный документ – Технический регламент таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» – требует, чтобы на всех колёсах стояли только зимние (или летние) шины. Таким образом, у «комбинаторов» пока остаётся лишь одна возможность — поставить покрышки одного типа, но разной модели. Однако серьёзно сэкономить таким образом не получится.
Но главное: только четыре одинаковые зимние шины обеспечат автомобилю стабильность и прогнозируемое поведение на скользкой дороге. В противном случае риск потерять управление и в итоге попасть в ДТП будет намного выше. И тогда никакая экономия на шинах не покроет дорогостоящий ремонт разбитой машины.
Администратор сайта my-mercedes.ucoz.de не несет ответственности за содержание рекламных объявлений.
Все используемые на сайте зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам!
Используемая со сторонних источников информация публикуется с обязательными ссылками на эти источники.