75 лет назад Daimler-Benz стала первой автомобилестроительной компанией в мире, оснастившей серийную модель дизельным двигателем. Сегодня в одной только ФРГ насчитывается более 11 миллионов машин, работающих на дизеле.
29 января 1886 года инженер Карл Бенц (Carl Benz) зарегистрировал в немецком Мангейме патент под номером 37435 на новое транспортное средство. Это был трехколесный самодвижущийся экипаж. С этого трицикла началась история мирового автомобилестроения. Свое изобретение Бенц оснастил бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Лишь через пятьдесят лет, в 1936 году, началось производство легковых автомобилей с дизельным мотором. В роли пионера выступил немецкий автоконцерн Daimler-Benz. А первой моделью с дизельным двигателем стал Mercedes-Benz 260 D.
Рудольф Дизель и его двигатель
Дизельный двигатель назван в честь его разработчика - немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля (Rudolf Diesel). Это двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Воспламенение в цилиндрах происходит при впрыске топлива в воздух, нагретый до высокой температуры в результате сжатия поршнем. Дизельный двигатель обладает довольно высоким коэффициентом полезного действия, хотя топливо стоит дешевле бензина.
Первые дизельные двигатели разрабатывались для стационарного использования. Идею оснастить ими легковые автомобили многие считали утопичной. Ведь дизельные двигатели были большими, шумными, а само их производство - достаточно трудоемким. Кроме того, они уступали бензиновым моторам равного объема по таким показателям, как мощность и динамика.
Дизельный двигатель, грузовики и легковушки
Одним из основных преимуществ дизельных двигателей перед бензиновыми была их экономичность. Поэтому первыми об их использовании задумались производители грузовых автомобилей. В 1924 году на берлинской автовыставке немецкий концерн MAN представил модель, работающую на дизеле. Четырехцилиндровый двигатель мощностью всего 45 лошадиных сил выпускали в Нюрнберге.
Благодаря снижению массы дизельного мотора, к возможности его использования решили присмотреться и производители легковых автомобилей. Особенно активно над решением этой задачи работали инженеры компании Daimler-Benz. В 1933 году они в качестве эксперимента пытались установить грузовые дизельные двигатели объемом 3,8 литра на Mercedes-Benz Typ Mannheim. Однако на высоких оборотах из-за сильной вибрации шестицилиндрового мотора рама легкового автомобиля начинала ломаться.
Mercedes-Benz 260 D
На базе шестицилиндрового двигателя был изготовлен новый четырехцилиндровый; в результате объем уменьшился в полтора раза - до 2,6 литра, а мощность почти в два - с 80 до 45 лошадиных сил. Модернизированным мотором были оснащены автомобили Mercedes-Benz с увеличенной колесной базой, которые использовались в качестве такси. Эксперимент оказался удачным.
Bildunterschrift: В 1936 году на улицах Берлина появились автомобили с дизельными двигателями
На берлинском автосалоне 1936 года был представлен серийный экземпляр модели Mercedes Benz 260 D. Средний расход дизельного топлива составлял всего 9,5 литра на сто километров. Аппетиты машины были чуть ли не в полтора раза скромнее аналогичной модели с бензиновым мотором. Без дозаправки Mercedes Benz 260 D мог проехать почти 400 километров.
Вскоре после начала Второй мировой войны Daimler-Benz свернул производство автомобилей с дизельными двигателями, возобновив его только в 1949 году.
Дизтопливо или бензин?
Немецкие автомобилестроительные концерны и сегодня входят в число лидеров по производству дизельных двигателей. Вслед за компанией Daimler-Benz в 60-е годы их выпуск наладил концерн BMW.
Тем не менее, в автомобильном парке Германии традиционно доминируют машины с бензиновыми двигателями. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные журналом Общегерманского автомобильного клуба ADAC Motorwelt. По данным издания, 1 января 2011 года в ФРГ были зарегистрированы более 30 миллионов автомобилей с бензиновыми моторами.
Машин с дизельными двигателями в Германии чуть ли не втрое меньше. Их, согласно официальным данным, насчитывается свыше 11 миллионов.
Автор: Вячеслав Юрин
Редактор: Сергей Вильгельм