Главные провалы и сенсации в области автодизайна
Направление развития всего современного автодизайна
определяет сравнительно небольшая группа людей. Дизайнеры и студии,
о которых пойдет речь, прославились выдающимися разработками, оказавшими
влияние на всю автоиндустрию. Не обошлось и без громких провалов.
5 несуразностей от лидеров индустрии
1. Уэйн Черри
Ни один разговор о том, какая машина является самой уродливой в мире,
не может обойтись без упоминания Pontiac Aztek. По всеобщему признанию,
этот автомобиль является самой отталкивающей моделью всех времен. Таким
титулом эту машину наградили не только злые языки из числа
автомобильных журналистов, но и даже такие умеренные в оценках издания,
как журнал Time и газета Daily Telegraph. Создатели криминального
сериала «Во все тяжкие» отнюдь не случайно выбрали именно эту машину
в качестве транспорта для своего противоречивого главного героя. Самое
интересное, что создал эту модель не какой-то безвестный
дизайнер-экстремист, а вполне себе признанный мастер Уэйн Черри,
являвшийся вице-президентом GM по дизайну.
Pontiac Aztek
|
Одной из причин, по которым эта модель вышла столь нелепой, возможно,
является то, что это была одна из первых машин, дизайн которой
полностью создавался на компьютере. Технологии были элементарно
не обкатаны. По выражению журналистов из американского онлайнового
издания «The Street», эта модель разрушила репутацию Pontiac,
создававшуюся целых 84 года.
Ну а что можно назвать главным успехом Уэйна Черри? Под его
руководством дизайнерская студия GM разработала такие эффектные модели,
как Cadillac Sixteen, Chevrolet SSR и Pontiac Solstice. Ну а лучшим
творением команды Уэйна Черри, вероятно, стоит признать культовый Hummer
H2.
В 1999 году Уэйн Черри был номинирован на премию «Автомобильный
дизайнер века». Прозорливое жюри отдало победу Джорджетто Джуджаро.
Через два года Уэйн Черри показал публике Pontiac Aztek.
2. Крис Бэнгл
Это, наверное, единственный дизайнер в мире, имя которого стало
широко известно публике, в первую очередь, в негативном ключе. Сказать,
что появление «пятерки» BMW в кузове E60 и «семерки» в кузове E65
вызвало бурю негодования среди поклонников баварской марки, это не
сказать ничего.
Примечательно, что Крис Бэнгл был назначен шеф-дизайнером BMW еще в
1992 году, но в первые десять лет своей работы на этом посту он не
выводил на рынок шокирующих моделей. А вот в модельной линейке
«нулевых», напротив, сложно найти разработку, которая не вызвала бы
жарких споров. При Бэнгле «биммеры» утратили стремительный облик,
«взгляд» фар стал унылым, на смену четким и легким линиям пришло буйство
причудливых форм. Некоторые модели получили стиль на грани эпатажа,
впрочем, в случае с имиджевыми спорткарами это имело и свои плюсы.
Родстер Z4 и купе и кабриолет 6-й серии вышли самыми броскими моделями в
своих классах.
Несмотря на все споры фанатов марки, рынок все-таки принял столь
необычный облик. Можно сказать, что эксперименты с дизайном скорее пошли
на пользу марке, чем во вред. Именно в эпоху Бэнгла компания BMW смогла
превзойти по объемам продаж Mercedes-Benz и стала лидером
премиум-сегмента.
Самой большой удачей Криса Бэнгла, наверное, можно считать BMW Х5.
Как и любой дизайн, стиль этой машины можно оценивать по-разному,
но нельзя отрицать того факта, что этот автомобиль оказал большое
влияние на всю индустрию и задал вектор развития всех люксовых марок
на много лет вперед. Сама по себе идея, что внедорожник может быть
импозантным и одновременно спортивным и даже гламурным, как-то раньше
не приходила никому в голову. И именно на этом поле стали соревноваться
все престижные марки в «нулевые» годы. Так появились Porsche Cayenne,
Range Rover Sport и многие другие знаковые модели последних лет.
3. Джорджетто Джуджаро
Спорткары, создаваемые этим мастером и его студией Italdesign
Giugiaro, по праву считаются истинными произведениями искусства, однако
в какой-то момент итальянские дизайнеры решили, что на одних престижных
машинах бизнес не построишь, и стали выполнять заказы для массовых
марок.
Едва ли кто-то назовет большим дизайнерским достижением стиль Daewoo
Lanos (позже Chevrolet Lanos) или Hyundai Sonata второго поколения. Это
одни из тех моделей, благодаря которым корейские машины долгое время
воспринимались как блеклые и вторичные разработки на фоне мировых
аналогов. И несет за это ответственность, как ни странно, одна из лучших
дизайнерских студий в мире.
Интересна предыстория модели Daewoo Matiz, которая также создана
Джуджаро. Сперва этот дизайн разрабатывался в начале 90-х годов для
«Фиата». Предполагалось, что именно такой облик получит малолитражка
Cinquecento второго поколения, ведь и первую генерацию этой модели
создали в Italdesign. Однако игривый, но аляповатый стиль не был принят
руководством «Фиата». В течение нескольких лет судьба этой разработки
оставалась неизвестной, а в 1998 году автомобиль пошел в серию под
корейским брендом.
В новом веке история повторилась, и на этот раз в сотрудничестве
с китайцами. В 2001 году увидел свет созданный итальянцами и ничем
не примечательный Brilliance BS6, а в 2009 году — Brilliance BS2.
Но, конечно, неудачные модели Джуджаро быстро забылись, а лучшие
разработки этого дизайнера — даже те, которые создавались много лет
назад — по сей день считаются иконами стиля. Взять, например, Lotus
Esprit, De Lorean DMC-12, блеснувший в трилогии «Назад в будущее», или
Alfa Romeo Brera.
4. Pininfarina
Имя Pininfarina в автомобильном мире обычно произносят с большим
почтением, но и в истории этой знаменитой дизайнерской студии были
откровенные провалы. Как и Джуджаро, эта компания в XXI веке начала
сотрудничать с китайскими производителями, и творения получились
не столько «итальянскими», сколько «китайскими».
Hafei Brio
|
Наименее впечатляющими работами «Пининфарины», вероятно, стоит
признать модели, которые были разработаны для марки Hafei. Вид
нескладного Hafei Brio, быть может, не так режет глаз, как Pontiac
Aztek, но как-то не ожидаешь от прославленных мастеров таких странных
решений, которые можно назвать «дизайн ради дизайна». Взять, например,
треугольную светотехнику, примостившуюся под лобовым стеклом. Когда эту
машину показали публике, многие поговаривали, что дизайнеры
«Пининфарины» наскребли по сусекам завалявшиеся эскизы, непринятые
западными концернами, и «впарили» их несведущим китайским
автопроизводителям.
Brilliance BS4
|
Помимо Hafei, итальянцы создавали также дизайн для китайских марок
Brilliance и ChangFeng, и ни одну из этих работ стильной не назовешь.
Взять хотя бы Brilliance BS4, в чертах которого можно увидеть нечто
общее с одной из самых страшных машин в истории российского автопрома —
Волгой-3111.
Ferrari F12berlinetta
|
Глядя на эти модели, сложно поверить, что эта фирма прославилась
разработками для Ferrari, Maserati, Rolls-Royce, Cadillac, Jaguar, Alfa
Romeo. Из последних достижений итальянских дизайнеров, конечно, стоит
отметить Ferrari F12berlinetta, которая стала главной звездой Женевского
автосалона в этом году.
Peugeot 406 Coupe
|
Кстати, неверным будет думать, что итальянцы хорошо справляются
только с созданием люксовых и спортивных машин, а более или менее
массовые модели у них получаются плохо. В «девяностые» Pininfarina
разработала кузов Peugeot 406 Coupe, которая являлась одной из самых
красивых машин своего времени.
Вообще, удачные модели «Пининфарины» можно перечислять очень долго.
Список наиболее значимых работ этой студии, размещенный в Википедии,
состоит из 102 (!) моделей. Напомним лишь о нескольких знаковых: Alfa
Romeo 8C образца 1937 года, Ferrari Testarossa 1984 года и Ferrari Enzo
2002 года.
5. Bertone
В свое время эта фирма создавала автомобили, постеры с изображениями
которых мальчишки вешали над своими кроватями рядом со снимками
фотомоделей. Одним из первых таких поп-идолов на четырех колесах стал
Lamborghini Countach, созданный Bertone в 1971 году. Именно он задал
мировой тренд на создание клиновидных агрессивных суперкаров.
В дальнейшем Bertone еще не раз докажет, что способна создавать
автомобили-иконы. Взять хотя бы Lamborghini Diablo. Но эти времена,
похоже, ушли навсегда.
Российским покупателям Chevy Niva, быть может, льстит, что на кузове
этой машины красуется гордый шильдик Bertone, но едва ли в самой
именитой студии гордятся этим проектом. Рестайлинг российского
внедорожника, который выполнили итальянские дизайнеры, ограничился
пластиковым обвесом. Отчасти пропорции машины стали смотреться
гармоничнее за счет раздувшихся колесных арок. Но в целом эту работу
можно было бы назвать достойной тюнинговой мастерской, а не признанных
автодизайнеров. Справедливости ради скажем, что, по всей видимости,
GM-Avtovaz не был готов вкладываться в запуск версии с более глубоким
фэйс-лифтингом, так что у дизайнеров элементарно были связаны руки.
Созданный в этой авторитетной студии Chery A1 (Kimo), может,
и не назовешь самой скучной машиной на свете, если не принимать
в расчет, какие шедевры в самом деле способна создавать фирма Bertone.
И это не единичный случай, когда работа для азиатских заказчиков была
выполнена безо всяких претензий на оригинальность.
В начале «нулевых» фирма бралась за создание стиля для безвестного
китайского производителя Changhe, представляющего собой совместное
предприятия с фирмой Suzuki. Нарисованный итальянцами Changhe Ideal
оказался, прямо скажем, далек от идеала.
5 самых влиятельных людей в современном автодизайне
1. Вальтер де Сильва
Имя этого итальянца испанского происхождения стало знаменитым задолго
до того, как он занял пост шеф-дизайнера концерна Volkswagen. Его
прежние достижения в компании Alfa Romeo получили не менее широкий
резонанс в автомобильном мире. Созданную им Alfa Romeo 156 можно смело
назвать одной из красивейших машин 90-х годов.
Конечно, были времена, когда Вальтер де Сильва экспериментировал
со странноватыми дизайнерскими ходами, и «печальный» стиль Alfa Romeo
166 скорее вызвал недоумение, чем восторг. Да и созданные им авангардные
«Сеаты» начала XXI века — на любителя. Но в последние годы ему удалось
совершить то, что перекрывает по значимости все прежние работы.
Благодаря ему стиль Audi обрел особое изящество, в котором сочетается
и немецкая солидность, и толика испано-итальянской страсти. Жемчужины
его творчества это — Audi A5, Audi R8 и Volkswagen Scirocco.
2. Питер Шрайер
Сделать красивыми автомобили люксовых марок удавалось многим творцам,
а вот создать запоминающийся образ для автомобилей массового бренда
сумели немногие, и Питер Шрайер в их числе. Авторитет этого человека
в мире автодизайна огромен, ведь именно он разработал Audi TT первого
поколения, которую в профессиональной среде считают одной из самых
значимых разработок своего времени, оказавших большое влияние
на развитие дизайна всего мирового автопрома. Казалось бы, какое
достижение может быть выше? Но главный успех ждал Питера Шрайера
на посту шеф-дизайнера Kia, который он занял в 2006 году.
Питер Шрайер и Audi TT
|
Безусловно, ни одну модель корейской марки, созданную им, не назовешь
культовой, в отличие от Audi TT, но метаморфозы, произошедшие
с модельной линейкой в целом, — явление из ряда вон. Мы привыкли считать
корейские марки отстающими в плане стиля, но сейчас компания Kia
не просто «догнала» мировой дизайн. Получившийся результат можно даже
назвать образцом для многих японских и американских компаний.
3. Стив Маттин
Пожалуй, этого британского мастера не назовешь самым-самым великим
в мировом масштабе, но в России с некоторых пор его можно считать
главным дизайнером страны. Именно он отныне определяет стиль всех
будущих моделей АвтоВАЗа. Стив Маттин вошел в обойму ведущих
автодизайнеров мира, когда в начале «нулевых» его карьера в компании
Mercedes-Benz пошла в гору. Он приложил руку ко многим моделям,
но главными его работами считаются внедорожники ML и GL.
С 2005 по 2009 год он занимал пост шеф-дизайнера Volvo, и именно он
вдохнул в имидж компании новую жизнь. Созданные им модель Volvo S60 и
концепт XC60 определили генеральную линию развития стиля марки, и еще
неизвестно, какие эффектные новинки под его руководством были бы созданы
в шведской компании, если бы в 2011 году его не переманил АвтоВАЗ.
Весь первый год его работы в нашей стране оставалось только гадать,
способна ли российская дизайнерская студия под управлением «звездного»
руководителя выдать нечто интересное. И вот на Московском
автосалоне-2012 дебютировал концепт будущей «Нивы», точнее, нового
кроссовера, который заменит старушку на конвейере АвтоВАЗа. По меркам
российского автодизайна, работа вышла просто потрясающей, и хотя
экспериментальный образец еще далек от запуска в производство, есть
надежда, что серийная модель окажется не менее впечатляющей. Во всяком
случае, у Стива Маттина есть опыт внедрения в производство ярких
футуристических разработок. Подробнее о концепте Lada XRAY — в нашем
репортаже «Новый внедорожник Lada — главная сенсация Московского автосалона».
Есть основания надеяться, что сегодняшняя работа Стива Маттина окажет
большое влияние на развитие всей российской дизайнерской школы. Прошлым
летом знаменитый британец открыл в Москве дизайнерскую студию АвтоВАЗа,
которая не заменяет тольяттинскую, а дополняет ее. Одна из целей этого
проекта — выращивать новых мастеров автодизайна в нашей стране.
4. Ян Каллум
Ян работает в компании Jaguar c 1975 года, но его таланты раскрылись
во всей красе в новом веке, когда он стал директором по дизайну
английской фирмы. На рубеже веков в стилистике «Ягуаров» наблюдался
застой: ничего, кроме бесконечного копирования своего традиционного
ретро-стиля, не появлялось. И именно Ян Каллум нашел выход
из дизайнерского тупика.
Новый стиль оттачивался годами. С подачи шеф-дизайнера компания смело
отказалась от прежнего ретро-образа. Все модели британской марки теперь
отличаются исключительно современным имиджем, но в то же время
автомобили сохранили узнаваемые плавные линии, унаследованные еще
от старых Ягуаров. Первой моделью в новом стиле стал седан бизнес-класса
Jaguar XF, появившийся 2008 году. И дальше с каждым годом дизайн
становится все интереснее.
В 2010 году сильное впечатление произвел на нас монументальный Jaguar XJ,
оказавшийся одним из самых необычных на сегодняшний день седанов
представительского класса. На Парижском автосалоне 2012 года одной
из самых ярких премьер стал новый родстер Jaguar F-Type.
И складывается ощущение, что все это — только первые шаги
по направлению к новому образу «Ягуара», и нас ждет еще много интересных
новинок.
5. Марк Адамс
У марки Opel в последние годы было много проблем, грозивших компании
даже банкротством, но вот по части дизайна компания совершила огромный
скачок вперед. Если посмотреть в Википедии, кто является автором дизайна
той или иной модели Opel из числа последних новинок, в каждом отдельном
случае увидишь разные имена. Быть может, это вызвано скромностью
нынешнего вице-президента Opel по дизайну Марка Адамса, ведь в его
команде работают сотни сотрудников. Тем не менее, именно под его
управлением созданы лучшие детища немецкой марки, рожденные в последние
годы.
В 2008 году появление Insignia стало первым сигналом: Opel преображается. Годом позднее новое поколение «Астры» собрало еще больше положительных отзывов. А когда на ее базе в 2010 году была создана трехдверка Astra GTC,
журналисты уже не скупились на эпитеты. Ее уже откровенно называли
«сексуальной», что для марки Opel, прямо скажем, нерядовой комплимент.
И, похоже, теперь Марк Адамс готов с каждым годом закреплять успех. Вот
и рассказывая про опробованный нами недавно миниатюрный Opel Adam, мы уже привычно делаем акцент на дизайнерских находках.
Павел Ёлшин, фото фирм-производителей http://auto.mail.ru/article.html?id=39450
|