Кризис, который пережил российский авторынок,
практически не сказался на премиальных брендах. Показательно, что по
сравнению с самым успешным 2008 годом рыночная доля премиум-сегмента в
2009 и 2010 годах увеличилась – по данным PricewaterhouseCoopers, с 3%
до 4% и 5% соответственно. Дело в том, что в кризисном 2009 году продажи
премиальных автомобилей снизились в меньшей степени, чем рынок в целом и
наиболее пострадавший масссовый сегмент в частности. И
восстанавливаться сегмент дорогих машин начал раньше рынка – ведущие
премиум-бренды показывают рост с конца прошлого года.
По словам президента «BMW Group Россия» Петера
Кроншнабеля, устойчивые позиции премиум-марок на рынке объясняются
стабильно высоким уровнем доходов покупателей премиальных автомобилей, а
также грамотной политикой автопроизводителей. «В кризисный период
большое значение играет то, как гибко компания может подстроиться под
своих клиентов, – отмечает г-н Кроншнабель. – Нам, безусловно, большую
помощь в этом оказывают BMW Банк, сильная модельная линейка и локальная
сборка на заводе в Калининграде». По словам руководителя отдела
корпоративной коммуникации «Мерседес-Бенц Рус» Андрея Родионова, кризис
уменьшил ценовые различия между моделями Mercedes-Benz, например
С-класса, и «одноклассниками» более массовых марок.
Немецкие
марки Audi, BMW и Mercedes-Benz традиционно лидируют среди премиальных
брендов в России. Стоит отметить, что в нынешнем году продажи немецкой
премиум-тройки превосходят показатели даже самого успешного 2008 года, а
по итогам десяти месяцев уже превысили объемы реализации за весь
прошлый год. Эксперты объясняют это отложенным спросом, который
сформировался в кризисный период, а также выходом знаковых премьер,
таких как новые поколения BMW 5-й серии и Mercedes E-класса.
«Автомобили
«тройки» – это самые высокотехнологичные, продвинутые продукты на
рынке, – говорит директор по маркетингу Audi Russia Елена Басова. –
Каждая новая модель, выпущенная одним из производителей «тройки», задает
новые стандарты в автомобилестроении. Стандарты, на которые равняются
остальные производители». Кроме того, по словам Е. Басовой, лидеров
сегмента отличает высокий уровень обслуживания клиентов и разветвленная
дилерская сеть, а также очень широкая модельная линейка.
Как
добавляют эксперты, модельные линейки Audi, BMW и Mercedes-Benz
закрывают абсолютно все основные классы и при этом практически полностью
повторяют друг друга – от компактных авто до представительских седанов и
внедорожников. Конкуренция внутри немецкой премиум-тройки зачастую
порождает появление «новых классов» – вспомнить хотя бы «внедорожное
купе» BMW X6 и «четырехдверное купе» Mercedes-Benz CLS. «Производителю
проще выдать чуть видоизмененный продукт и назвать его «родоначальником
класса», нежели продолжать бороться в конкурентном сегменте, – говорят
эксперты. – И, надо сказать, такой подход более чем успешен. К примеру,
тот же BMW Х6 продается несколько лучше Х5, а по стопам Mercedes CLS
появились такие машины, как Audi А7».
По словам П.
Кроншнабеля, конкуренция между Audi, BMW и Mercedes-Benz «очевидно
велика». «Бренды за пределами «большой немецкой тройки» мы не
рассматриваем в качестве конкурентов, – добавляет Е. Басова. – Другие
производители (в том числе и японские) представляют на рынке автомобили
категории премиум, но это не ставит их в один ряд с Audi по уровню
комфорта, технологий и разнообразию моделей».
Между
тем основными конкурентами немецкой премиум-тройки на российском рынке
считаются японские Lexus и Infiniti, называются также немецкий Porsche и
шведский Volvo. Впрочем, отмечают эксперты, «немцев» выгодно отличает
гораздо более богатая история, наличие в «топовых» линейках таких
двигателей, как V12 (ни один из японских брендов такого пока не
предлагает), а также возможность индивидуального наполнения автомобиля
опциями. «Японцы предпочитают фиксированные комплектации с едиными
наборами оснащения, – говорят эксперты. – Европейский подход иной – он
позволяет «строить автомобиль» исключительно под клиента, число вариаций
измеряется не десятками, а сотнями и тысячами».
По
словам А. Родионова, модели Mercedes-Benz, которые предлагаются на
российском рынке, по своей комплектации максимально отвечают пожеланиям
клиентов. «Прежде всего это касается новой «Особой серии» – теперь
клиент может заказывать дополнительные опции к фиксированной
комплектации», – говорит представитель «Мерседес-Бенц Рус». В разные
годы все представители «большой немецкой тройки» становились лидерами в
премиум-сегменте на российском рынке, а в последние несколько лет
«пальму первенства» захватил BMW. По словам П. Кроншнабеля, удерживать
лидирующие позиции баварской марке позволяют различные финансовые
программы от BMW Банка, самая крупная в стране дилерская сеть в
премиум-сегменте, а также широкий модельный ряд, в том числе российской
сборки. «На данный момент ценовое преимущество автомобилей BMW,
собранных в Калининграде, составляет без малого 15%. И это действительно
хорошее предложение, – отмечает президент «BMW Group Россия». –
Качество российской сборки полностью соответствует мировым стандартам – а
если нет разницы между, например, немецкой и российской сборкой, то
зачем платить больше?»
Свои автомобили в России
выпускала и Audi – с октября 2009 года по сентябрь 2010 года в рамках
фазы SKD-сборки на калужском заводе Volkswagen Group Rus в небольших
объемах собирались модели Audi A4, A5 Coupé, Q5, A6 и Q7. «Решение о
запуске сборочного производства было принято с целью сохранить уровень
занятости на заводе VW в Калуге в период падения российского авторынка»,
– отмечает Е. Басова. При этом, по ее словам, импорт моделей, сборка
которых временно осуществлялась на заводе VW в Калуге, не прекращался.
Цена на автомобили не менялась, и, соответственно, сворачивание
сборочного производства тоже никак не повлияло на ценообразование.
Александр Чупров
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2010/11/15/1609524