"Mercedes-Benz E-класс": душа компании
Представители "Mercedes-Benz” называют новый E-класс главным автомобилем в модельной линейке фирмы
У него есть все. Самая широкая линейка моторов, мощных и
одновременно экономичных. Непревзойденный уровень комфорта. Длинный
список систем безопасности. Ну и, конечно же, красота, которая, как
известно, дело вкуса.
Я ПРИПАРКОВАЛ автомобиль на Плаза Мурилья, прямо возле стен музея
"Прадо”, и стал терпеливо ждать. Кому как не людям, только что
насмотревшимся на полотна Веласкеса и Гойи, оценить красоту нового
E-класса. Сделал я это потому, что еще прошлой осенью главный дизайнер
"Mercedes-Benz” Гордон Вагенер уверял меня: "Выбирая автомобиль
премиум-сегмента, клиент прежде всего выбирает его дизайн. Потому что
динамику, комфорт или безопасность нельзя увидеть. А красота видна
сразу, и именно она служит своего рода сигналом престижа”.
Мимо шли мадридцы, кто-то останавливался и цокал языком. А я думал о
том, что в настоящем произведении искусства, в том числе и технического,
нет главного и второстепенного, потому что каждый найдет здесь что-то
свое. Кто-то, увидев этот кузов, просто восхитится его гранями, а кто-то
вспомнит, что красота эта имеет и прикладную цель – новый E-класс имеет
лучшую для бизнес-седанов аэродинамику...
Меня же в нем в первую очередь сразили столь типичные для марки вид и
ощущения... Каким-то удивительным образом конструкторам и дизайнерам
удается добиваться ни с чем не сравнимого чувства – даже с завязанными
глазами ты обязательно почувствуешь, где именно находишься.
Под левой ногой традиционная для штутгартских машин педаль
стояночного тормоза. Утапливается она с упругим металлическим звуком –
очень похожим на тот, который слышишь, подтягивая гири на огромных
напольных часах конца XIX века. К слову, здесь тоже есть часы. Но не
плебейские цифровые, а классические, со стрелками, на приборной панели
рядом со спидометром. Характерно, что циферблат часов тут такого же
размера, как циферблат тахометра: владельцу "Мерседеса” даже важнее
знать, который час, нежели, сколько оборотов в минуту делает коленвал. И
еще руль здесь надо держать по-особенному, "по-мерседесовски”. Если вы
его ухватите, как говорят инструкторы вождения, "на без четверти три”,
то вам будет и крутить его неудобно, и пальцы левой руки вместо
поворотника будут тыкать палочку-селектор круиз-контроля. Мерседесовский
руль надо брать снизу, просунув пальцы между спицами – этой традиции
уже не один десяток лет. Тогда руки удобно лягут на подлокотники, а
рычажок поворотника окажется именно там, где он и должен быть.
Навигационная система говорит по-русски не отрывистыми
фразами-командами, а очень приятным женским голосом. Она знает такие
старые слова, как "вскоре”, например. Так и ждешь, что вот-вот скажет:
"Давеча вы ошиблись, развернитесь...” А когда я включил заднюю передачу,
на центральном дисплее появилась картинка вида позади машины и надпись:
"Следите за общей обстановкой вокруг а/м”. Мне, честно говоря, стало
как-то не по себе от того, что "Мерседес” вот так обрусел. Это все
равно, что на циферблате "Vacheron Constantin” было бы по-русски
написано "17 камней” или "сделано в Швейцарии”.
Разница в деньгах
РАСПИСЫВАТЬ комфорт "Mercedes-Benz” – занятие, мягко говоря, глупое.
Разумеется, все здесь самое лучшее. Одних только материалов обивки
сидений теперь шесть, а их цветовых комбинаций – пять. Программа же
вариантов декоративной отделки вообще удвоилась по сравнению с
моделью-предшественницей. E-класс – наверное, одна из немногих машин,
где деревянные панели смотрятся лучше, чем полированный металл. Особенно
красив темно-коричневый матовый ясень. Вообще при разработке интерьера
дизайнеры руководствовались лозунгом "Welcome Home” – "Добро пожаловать
домой”: только натуральные материалы, ненавязчивая подсветка, прочие не
только функциональные, но и уютные мелочи. Надо сказать, что и само
понятие "домашнего уюта” в новом E-классе теперь поднялось на новую
высоту.
"Не понимаю, как они теперь будут продавать S-класс – задал
риторический вопрос кто-то из западных коллег-журналистов. И в самом
деле: еще большую роскошь теперь будет придумать очень сложно. По
сравнению с предыдущим E-классом салон стал на два пальца длиннее и на
три шире. Передняя панель недвусмысленно похожа на аналогичную деталь
представительского лимузина из Штутгарта. Между передними сиденьями –
алюминиевый контроллер, который несколько лет назад разрабатывали для
S-класса. Оттуда же перекочевала и шторка с электроприводом, закрывающая
заднее окно. В передних креслах теперь есть функция массажа, что раньше
было доступно лишь на "Мерседесах” классом выше. Управление же
положением кресел по-прежнему на дверях, что в принципе удобно. Однако
когда я сидел на пассажирском месте, то несколько раз случайно задевал
эти кнопки коленом и кресло подо мной неожиданно начинало менять
положение. И на рулевом колесе клавиши очень "нежные”. Они управляют
показаниями бортового компьютера и громкостью магнитолы. И давить на них
надо очень бережно, иначе... загудит клаксон. Пару раз я случайно пугал
таким образом тех, кто стоял впереди на светофоре.
За два дня в Мадриде мне довелось испытать и пятилитровую бензиновую
версию, и "бюджетный” дизель "E250 CDI”. В принципе, если не гнаться за
космическими ускорениями и не пытаться играть в шашки на многополосном
шоссе – а настоящему владельцу "Mercedes-Benz” не пристало ни то, ни
другое, – то разница тут только в деньгах. Ну и в таких деталях, как
управление работой коробки в ручном режиме. Более мощные версии
оснащаются семиступенчатой коробкой, с лепестками позади рулевого
колеса. На более слабых – пятиступенчатый "автомат” с ручкой на
центральном туннеле. Хотя кто сказал "слабый”? Упомянутый дизель вез
меня со скоростью 240 км/ч. В полной тишине. Шумоизоляция у автомобиля
такова, что даже на больших скоростях почти не слышно ни мотора, ни шин.
Вообще, чтобы испытать все варианты, в которых будет предлагаться на
рынке E-класс, нужно было бы потратить недели две. Десять вариантов
двигателей, два варианта привода, три варианта подвески...
Наука и техника
В ГЕРМАНИИ у меня есть один знакомый владелец предыдщего E-класса.
Каждую пятницу он пьет пиво в одной и той же компании. И когда после
политики, футбола и женщин речь заходит о машинах, он терпеливо слушает
похвальбу своих приятелей, а потом всегда говорит одно и то же: "В моем
"Mercedes-Benz” три десятка запатентованных изобретений, а в ваших
машинах сколько?”
Преклонение перед техническими достижениями для немцев настоящая
религия. "Mercedes-Benz” – до мозга костей немецкая машина, и потому в
ее конструкцию заложено практически все, чем на сегодняшний день могут
похвастать ученые. Взять хотя бы системы безопасности – полезные в
Европе, но не всегда уместные у нас в силу нашей ментальности и дорожных
реалий.
Радар сканирует дорожную разметку и сигналит вибрацией на руле, если
ты, не включив поворотник, вдруг покинул ряд. Для нас это не слишком
актуально. Во-первых, не все российские владельцы "Мерседесов” любят
включать сигнал поворота. Во-вторых, разметка у нас различима далеко не
на всех дорогах. Поэтому было бы куда полезнее, если бы радар
отслеживал, например, ямы или открытые люки, заблаговременно
предупреждал о них, а то и подтормаживал автомобиль.
Если твоя скорость слишком велика, а дистанция до впередиидущего
автомобиля при этом мала, то специальная система не только оповестит
тебя об опасном сближении, но и сама начнет тормозить, когда авария уже
неизбежна. Спрашивается, как теперь "садиться на бампер”, чтобы согнать
кого-нибудь с левой полосы?
Еще E-класс теперь способен видеть знаки ограничения скорости. Как
стационарные, на столбах, так и временные, на низких подставках, которые
устанавливают при ремонтных работах, например. Как только ты
поравняешься со знаком, компьютер тут же рисует тебе его на приборной
панели. Всем ли у нас этого напоминания будет достаточно, чтобы
притормозить?
Наконец, самая, пожалуй, интересная система – это "Attention Assist”,
призванная спасти водителя от так называемого "секундного сна”. Ведь,
по статистике, четверть всех тяжелых аварий на автобанах происходит
именно по причине переутомления тех, кто за рулем. Камеры и датчики в
течение первых минут движения отслеживают то, как водитель крутит руль,
жмет на педали, куда смотрит, – всего учитываются порядка 70 параметров.
И если потом электроника замечает, что реакции и действия водителя
стали отличаться от заданных, то в салоне звучит тревожный сигнал, а на
приборной панели зажигается значок в виде кофейной чашки. Слава богу,
что не чайника!
Дело темное
ПОСЛЕ ужина нам предложили испытать еще несколько систем, помогающих
безопасно передвигаться ночью. Я выехал на автостраду и через несколько
километров, следуя указаниям маршрутной легенды, свернул на дорожку
местного значения. Уже через минуту возникла полнейшая иллюзия, что это
не фары, а биксеноновые глаза оглядывают окрестности. Они прошаривали
обочину и "смотрели” в сторону поворота, стоило лишь тронуть руль. Чем
выше была скорость, тем дальше они светили. А когда навстречу попадался
другой автомобиль, "Мерседес” не переключал дальний свет на ближний, а
лишь интеллигентно опускал "очи долу”. Но это было еще не все!
Автомобиль мог "видеть” пешеходов на обочине – мерседесовская команда
специально расставила вдоль шоссе металлических истуканов – инфракрасный
луч отлавливал их "портреты” и тут же помещал на дисплей. Кого-то эта
система высветит на обочинах наших дорог...
У дверей отеля я оглянулся, чтобы еще раз полюбоваться гранеными
формами кузова и переливающимися огнями мерседесовской светотехники. И в
этот момент я вдруг отчетливо понял, насколько был не прав в своем
брюзжании. То, что новый E-класс не вполне приспособлен к реалиям нашей
жизни – это не плохо, а как раз даже очень хорошо. Потому что такой
автомобиль дает нам шанс самим стать лучше, а значит – изменить мир
вокруг себя. Научиться видеть прекрасное. Построить хорошие дороги. Не
просто любить природу, но и заботиться о ней. Ценить человеческую жизнь.
Быть вежливым, наконец.
Так что не "Мерседес” должен "прогнуться” под нас, а мы до него
должны дорасти. Причем для собственной же пользы. Недаром один
знаменитый испанский живописец как-то заметил: "Художник – это человек,
который пишет то, что можно продать. Хороший же художник продает то, что
пишет”.
"Mercedes-Benz” E-класса, судя по всему, создавали очень хорошие художники.
Дмитрий ГРОНСКИЙ,
фото автора и "Mercedes-Benz”
http://www.klaxon.ru/archivepaper/StatNum.php?ELEMENT_ID=1557 |