Трехлучевая звезда на решетке радиатора – это
всегда солидно. Даже если речь о грузовике или автобусе, в том числе и
подержанном. M-B Sprinter - отличный вариант коммерческого б/у, надо
только уметь разбираться в годах, модификациях и ценах.
Mercedes-Benz Sprinter
В России Mercedes-Benz Sprinter относится к тем автомобилям, которые
чаще покупают именно подержанными, а не новыми. Как правило, такие
машины изначально дороги, но по ряду причин привлекательны – отсюда и
спрос на секонд-хенд. Немецкое качество, родная сборка, престижный
бренд… В салоне дилера это удовольствие стоит два миллиона рублей. А не
один, что просят, например, за фургон той же грузоподъемности от
Peugeot.
За миллион
Подержанный Sprinter можно купить и за миллион, причем в отличном
состоянии. На вторичном рынке, включая площадки автохаусов в странах
Европы, таких – тысячи предложений. Преобладание в общероссийском парке
машин выпуска начала 2000-х годов (см. таблицу данных аналитического
агентства «Автостат») говорит как раз о том, что для большей части
покупателей новый Sprinter оказался не по карману. Непропорционально
много автомобилей первого поколения, то есть образца 1995 года, –
следствие традиционного у нас уважения к штутгартской марке. И это
видно: воплощая вековую мечту о «мерседесе», его у нас берут любого
возраста и в любом состоянии.
К сожалению, статистика не может знать, на ходу ли еще эти ветераны
рекордного 1996 года выпуска (их больше всего среди зарегистрированных у
нас машин) или уже встали на вечный прикол из-за отсутствия у хозяев
денег на запчасти... Что касается разбивки по федеральным округам, то
картина соответствует рассредоточению по стране денежной массы. Sprinter
посвежее чаще встретишь в центре и на северозападе, а древних
экземпляров больше на Кубани и Кавказе.
Покрытый
слоем сухой грязи двигатель – скорее достоинство подержанного
автомобиля. Пусть хозяин и не чистюля, зато видно, что мотор масло не
гонит
Модификации
Для коммерческого использования подержанный Sprinter интересен в
возрасте от двух до семи лет, то есть относящийся ко второму и третьему
поколениям, стартовавшим соответственно в 2000-м и в 2006-м годах.
Отличия моделей не только внешние (например, в увеличившихся в высоту
фарах), но и в гамме двигателей, интерьере и прочих атрибутах
стандартного для многих фирм обновления модели.
Mercedes-Benz Sprinter – автомобиль классической компоновки. Кузов
фургонов и автобусов – несущий, с мощным подрамником. В маркировке
модификаций первая цифра обозначает округленную полную массу в тоннах,
остальные две – округленную мощность двигателя в лошадиных силах,
поделенную на 10. Далее могут стоять буквы CDI, указывающие на дизельный
двигатель, бензиновые двигатели никак не обозначаются. Буквы NGT в
маркирровке – если мотор битопливный, работающий как на метане, так и на
бензине. На российский рынок газобаллонники попадают редко, и обычно с
голландского рынка, если какому-нибудь перегонщику такой Sprinter
чем-либо приглянется.
Определяем сборку
Цельнометаллические фургоны и микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter
выпускают на заводе в Дюссельдорфе, а шасси и бортовые модификации – в
Людвигсфельде. Причем часть машин оснащают не мерседесовскими, а
фольксвагеновскими моторами, другой светотехникой и, украсив «пауком» из
букв WV вместо звезды, отправляют партнерам под именем Crafter.
Практически каждый Sprinter, попавший на наш рынок, немецкой сборки.
Вероятность появления машины с завода в Буэнос-Айресе (Аргентина)
ничтожно мала, как и американских версий Dodge Sprinter и Freightliner
Sprinter, выпущенных также в Дюссельдорфе и Людвигсфельде, но прошедших
«отверточную» сборку на заводе в Южной Каролине.
По
степени отшлифованности рулевого колеса ладонями шофера прикинем пробег
машины. Например, эта прошла чуть более 200 тысяч километров
По VIN-номеру, как и у любого автомобиля марки Mercedes-Benz, сразу
определяется заводской номер кузова – трехзначное число на позициях 4, 5
и 6 будет либо от 901 до 905 (Sprinter второго поколения выпуска
2000–2006 годов), либо 906 (третьего поколения образца 2006 года).
Цифрой на позиции 11 зашифровано место сборки: Дюссельдорф – 5,
Людвигсфельде – 9. Если каким-то чудом в Россию попадет Sprinter
аргентинской сборки, вы его сразу же определите по коду WMI, то есть по
первым трем знакам VIN-номера – вместо чисто немецких WDB, WD2 или WD5
Аргентина выбивает свои 8AB.
Годы и начинка
Фургоны и микроавтобусы Sprinter второго поколения выпускали в трех
вариантах колесной базы: 3000, 3550 и 4025 мм, со стандартной и высокой
крышами, а полная масса варьировалась в диапазоне от 2,6 до 4,6 т. В
гамме моторов – три варианта четырехцилиндрового дизеля модели ОМ 611
DELA объемом 2,15 л и мощностью 82, 109 или 129 л. с., в зависимости от
степени форсировки, а также 2,7-литровый пятицилиндровый ОМ 612 DELA
мощностью 156 л. с. Любителям ездить на бензине предлагали 2,3-литровый
143-сильный агрегат модели М111Е. Все моторы с четырьмя клапанами на
цилиндр и двумя верхними распредвалами с цепным приводом, дизели
оснащены топливной системой Common Rail и турбонаддувом. Коробка передач
– пяти- или шестиступенчатая механическая, с рычагом переключения на
консоли панели приборов. Изредка можно встретить машину с
роботизированной механической «шестиступкой».
Задний мост – с одноступенчатым гипоидным редуктором, иногда попадаются
агрегаты с опционной межколесной блокировкой дифференциала. Задняя
зависимая подвеска – на малолистовых рессорах, в независимой передней в
качестве упругого элемента применена поперечная одно- или двухлистовая
рессора – весьма редкое ныне решение. Тормоза всех колес дисковые,
рулевой механизм реечный.
Подержанный фургон обшит фанерой, а новый пришлось бы обшивать
Посвежее и пошустрее
Sprinter образца 2006 года в так называемом 906-м кузове (предшественник
был в кузовах с 901-го по 905-й) обрел более широкий перечень
модификаций. База подросла во всех трех вариантах – до 3250, 3665 и 4325
мм соответственно, а кроме того, появилась длиннобазная версия с
удлиненным задним свесом. Добавился и еще один вариант крыши –
сверхвысокий, максимальная вместимость топовой модификации стала 17 м3
вместо 13,3 м3 у фургона второго поколения. Но главное – появилась целая
линейка пятитонных модификаций с различными моторами и двускатными
задними колесами. Более экономичные дизели моделей OM 646 DE22LA
(четырехцилиндровый 2,2-литровый) с четырьмя вариантами мощности от 88
до 150 л. с. и OM 642 DE30LA (3-литровый V6) сменили агрегаты прежней
гаммы. Для автобусных версий появилась роскошная 3,5-литровая бензиновая
«шестерка», комплектуемая только автоматической гидромеханической КП.
На обычных «тружениках» применяют 6-ступенчатую механическую. Из
новшеств в передней подвеске – поперечная рессора из стеклопластика: она
более надежна, и владельцы машин прежнего поколения охотно ставят ее
вместо поломанной стальной.
Привод механизма переключения КП тросами позволил в 2000 году перенести рычаг с пола на «торпедо»
Мнение
Алексей Тарасов
мастер приемки сервисного центра ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт», официального дилера Mercedes-Benz – Состояние предлагаемых на вторичном рынке автомобилей
Mercedes-Benz Sprinter сильно зависит от назначения машины. Грузовые
фургоны, как правило, сохраняются лучше автобусов и чаще приезжают к нам
на ТО, нежели на ремонт. Малотоннажник престижной марки редко покупают
для ежедневных рейсов с полной загрузкой – для этого есть машины
попроще. Обычно Sprinter работает в дежурном режиме, оперативно
перебрасывая из офиса в офис оргтехнику, мебель и прочие относительно
легкие грузы. Причем водителю в этих случаях спешить некуда: давить на
газ до упора и бросать педаль сцепления незачем, и он без лишних
остановок, притормаживая перед ямами, переезжает из пункта А в пункт Б.
Вот почему на фургонах даже с пробегом 100 тыс. км и более мы порой
видим родные, по кругу, детали подвески, а моторы пребывают в состоянии,
как после обкатки. Другое дело – микроавтобусы-«маршрутки». Там все
наоборот, и, осматривая перед покупкой такой Sprinter, следует проверить
состояние наиболее дорогостоящих узлов с особой тщательностью. Весьма
полезно провести диагностику двигателя, включая дополнительное
тестирование топливной системы и измерение компрессии в цилиндрах.
Померить давление стоит около 4500 рублей – не слишком дорого, учитывая,
что капремонт мотора обойдется минимум в 120 тысяч. Еще дороже – ремонт
топливной системы, если первый хозяин машины вывел ее из строя
некачественным топливом. Из-за присутствия в нем воды насос обычно идет
вразнос, и образующаяся стружка повреждает прецизионные поверхности
деталей системы Common Rail. Признак ухоженной машины – оригинальный
топливный фильтр, который заботливый хозяин меняет при каждом ТО. Еще
лучше, если установлен дополнительный фильтр-сепаратор, отделяющий
топливо от воды. Sprinter из хороших рук можно брать и с большим
пробегом – на качественном масле даже в неблагоприятных российских
условиях двигатель ходит 400-500 тыс. км. Ремонт же ходовой части
интенсивно эксплуатировавшейся машины не столь дорог – как правило,
замены требуют шаровые опоры передней подвески и втулки стабилизатора.
Но в любом случае ходимость этих деталей на грузовых фургонах Sprinter в
два-три раза выше, чем на маршрутных микроавтобусах.
Оригинальный топливный фильтр не дешев, и при ТО в гаражных условиях такой обычно не ставят
Где купить
Sprinter – массовый немецкий автомобиль, а значит, выбор подержанных
машин весьма широк даже в России, не говоря уже про Европу. В первом
случае вы экономите время и избегаете бумажной волокиты с таможней, ну а
самостоятельная поездка в Германию – это совмещение сразу двух
удовольствий: увлекательного «шоп-тура» и гарантии честного километража
на одометре купленного автомобиля. Итоговая цена в обоих случаях будет
примерно одинаковой – около 800 000 рублей за пятилетний Sprinter с
запасом ресурса основных агрегатов порядка 200-300 тыс. км.
Прицениваясь к машинам на европейских сайтах (самый популярный
www.mobile.de), сразу забивайте в строку поиска норму токсичности Euro
4, чтобы отсечь менее строгие, с которыми ввозимую в Россию технику не
ставят на учет в ГИБДД. К счастью, Sprinter и в начале 2000-х годов
выпускали как в исполнении Euro 3, так и Euro 4, и обеих версий в
Германии полно. В приемлемом для перевозочного бизнеса состоянии машина
будет стоить от 9000 евро, еще 5000 евро вы заплатите за растаможивание,
топливо, отель и прочее, что сопутствует самостоятельной поездке.
В России все проще: Sprinter можно купить как в салонах независимых
дилеров (у официальных почти не бывает подержанных малотоннажников), так
и по частному объявлению в интернете. В салонах стоят автомобили, как
правило, пригнанные из Германии – по сути, вас просто избавляют от
хлопот с поездкой и таможней, а у частника Sprinter будет, за редким
исключением, уже с пробегом по России. Цены машин – в таблицах.
Протереть до дыр накладку педали тормоза можно только за несколько лет езды по городским пробкам
Смотри в оба
Осмотр фургона или микроавтобуса перед покупкой позволит не только
скостить цену (если найдете дефекты), но и вообще отказаться от заведомо
проблемного варианта. Пристальный взгляд на поверхность кузова (а
почему тут краска блестит сильнее, чем в других местах?) и потом уже
детальное исследование с завернутым в тряпочку магнитиком поможет
обнаружить следы былой аварии. Если она была серьезной, то разумнее за
такие же деньги поискать Sprinter с не столь бурным прошлым, ну а
косметические последствия мелкой коллизии можно и нужно конвертировать в
солидную скидку. На длиннобазной версии с удлиненным задним свесом
нелишне осмотреть снизу задние лонжероны – возможно, они погнуты
(выпячиваются боковые стенки). Так бывает, когда тяжелый груз, например,
полуторатонную паллету, ставят прямо у дверей и потом сходу переезжают
«лежачего полицейского». Тут совет только один: сказать хозяину, что про
отвислый задок вы в курсе, предложить ему за машину сто тысяч вместо
шестисот, после чего развернуться и уйти.
Что касается очагов коррозии в местах повреждения эмали, то их может и
не быть вовсе: кузов сварен из двусторонне оцинкованных стальных
панелей. Поиск ржавчины и наспех «подмарафеченных» точек обычно имеет
место на рынках, то есть если хозяин – профессиональный продавец.
Перевозчик же зачастую обходится без лишней возни с машиной и выставляет
ее на продажу «как есть».
Шаровые опоры при гонках по ямам меняют минимум раз в год – это не сложно и не слишком дорого
Вымытый двигатель должен насторожить: возможно, не за горами капремонт.
Ведь моторы с большими пробегами начинают потеть маслом при критическом
износе поршневой группы и повышении давления в картере из-за прорыва
туда отработавших газов. Состояние КП определяем на слух и на ощупь –
для этого надо сесть за руль и прокатиться. Никаких посторонних звуков
под полом, заеданий рычага при переключениях быть не должно. В противном
случае сразу сбивайте цену минимум на 100 тысяч рублей, что стоит
ремонт коробки, а еще лучше – на 250 тысяч, чтобы купить новую. Стук на
холостом ходу и при трогании с места характерен при выходе из строя
двухмассового маховика и вместе с ним ведомого диска сцепления – вполне
понятно желание продавца переложить оплату 50 тыс. рублей за замену этих
деталей на покупателя.
Гудит что-то сзади? Если тихонько, а тон меняется в поворотах –
возможно, «кончился» подшипник ступицы, он не так дорог. А если гул
силен, становится громче при разгоне, то есть идет явно от подшипника
хвостовика редуктора? Тогда присматриваемся к агрегату внимательнее.
Немного темный от масла, но без явных потеков слой грязи на горловине
картера – норма, особенно на машинах с пробегом под 200 и более тыс. км.
А вот если грязь блестит как антрацит – значит, точно редуктор «на
подходе». Ведь люфт в подшипнике обязательно вызывает течь сальника.
Еще один повод поторговаться – обнаружение при осмотре инородной детали:
неродная сразу бросится в глаза. Запчасти к иномаркам престижных
брендов весьма дороги, даже если в производстве они копеечные, что
вызывает естественное желание владельца примастырить сюда что-нибудь от
«ГАЗели» или «газона». Например, глушитель от нашей «полуторки» с
переваренными патрубками ценой 1000 рублей, то есть адекватной
примитивной, сваренной за пять секунд роботом железяке. Тут уж вам
решать: тыкнуть ли в самопальную деталь пальцем в порыве возмущения (а
где, мол, штатный за 19 тысяч?) или пожать хозяину руку в порыве
классовой с ним солидарности.
Из таблички на картере редуктора можно узнать номер агрегата по каталогу и число зубьев шестерен
Мнение
Олег Песочкин
заместитель директора «МАП №2 Автоколонна 1417», Коломна
– Первый Mercedes-Benz Sprinter появился в нашем парке в 2002 году.
Тогда мы купили несколько подержанных грузовых фургонов и самостоятельно
переоборудовали их в 18-местные автобусы для использования в качестве
маршрутных такси. По сравнению с «ГАЗелью», для которой сход с линии
из-за неисправности – обычное явление, Sprinter, даже с пробегом 300 и
более тыс. км, оказался гораздо более надежным. Простои в ремонте
минимальны, плюс дополнительные пять пассажирских мест, плюс в полтора
раза ниже расходы на топливо – преимущества немецких машин налицо, и с
каждым годом их количество в нашем парке росло. На сегодняшний день у
нас 110 маршрутных автобусов и 22 грузовых фургона Mercedes-Benz
Sprinter. Большая часть – машины 2005-2006 годов выпуска. Самая
распространенная модификация – 4-тонная с мотором мощностью 129 л. с.,
она лучше всего подходит для работы в маршрутном такси. В последнее
время закупаем новые 26-местные автобусы – в современном поколении
Sprinter оптимален уже в 5-тонной версии со 150-сильным мотором. Как
показал восьмилетний опыт, особых проблем в эксплуатации Sprinter не
приносит.
Средний пробег двигателя до капремонта составляет около 350 тыс. км, что
вполне нормально, учитывая «рваный» ритм движения при пассажирских
перевозках и неопытность водителей, – у нас в Коломне на «маршрутках»
работают не гастарбайтеры, а в основном местная молодежь. Детали
топливной аппаратуры долговечны – надо только заправляться в
«правильном» месте и не экономить на фильтрах. Изредка выходят из строя
датчики давления топлива в рампе, а на машинах с большими пробегами
иногда замены требует насос высокого давления. В целом же Sprinter нас
полностью устраивает. При среднегодовом пробеге 60-70 тыс. км затраты на
обслуживание и запчасти невелики, а остаточная стоимость списываемых на
продажу машин благодаря солидному бренду достаточно высока.
Mercedes-Benz Sprinter
Sprinter образца 2006 года, как правило свеж...
...а образца 2000 года чаще порядком изношен
Шасси к нам пригоняют гораздо реже, чем цельнометаллические фургоны
Volkswagen Crafter
Volkswagen
Crafter и Mercedes-Benz Sprinter – близнецы-братья, хотя их сделали
внешне непохожими. Но кузова и начинка (кроме моторов) общие
Покрытый
слоем сухой грязи двигатель – скорее достоинство подержанного
автомобиля. Пусть хозяин и не чистюля, зато видно, что мотор масло не
гонит
По
степени отшлифованности рулевого колеса ладонями шофера прикинем пробег
машины. Например, эта прошла чуть более 200 тысяч километров
Ржавчина под петлями дверей – болезнь фургонов старше пяти лет...
...а отпескоструить до металла колеса на наших дорогах можно и за три года
Передок
со сколами эмали – норма для подержанной машины, которую не готовили к
продаже. Да и потертую до мути фару специально менять не будут
Точечная коррозия портит товарный вид, но «на скорость не влияет»
Подержанный фургон обшит фанерой, а новый пришлось бы обшивать
Оригинальный топливный фильтр не дешев, и при ТО в гаражных условиях такой обычно не ставят
Из таблички на картере редуктора можно узнать номер агрегата по каталогу и число зубьев шестерен
Привод механизма переключения КП тросами позволил в 2000 году перенести рычаг с пола на «торпедо»
Протереть до дыр накладку педали тормоза можно только за несколько лет езды по городским пробкам
Резиновый буфер сбережет балку передней подвески при подаче назад
Шаровые опоры при гонках по ямам меняют минимум раз в год – это не сложно и не слишком дорого
Оси серег расположены ниже проушин рессор, шарниры на резиновых втулках и не нуждаются в смазке
Змеевик ставили для охлаждения топлива в обратной магистрали Common Rail первого поколения
На резиновом отбойнике нет отпечатка балки заднего моста – значит, этот Sprinter не загружали сверх нормы
Оригинальные тормозные колодки A 004 420 55 20 от фирмы Jurid
Оригинальный ремень генератора А 014 997 17 92 от фирмы Contitech
Оригинальный топливный фильтр А 611 092 0101 от фирмы Knecht
Оригинальный масляный фильтр А 611 180 00 09 от Mann+Hummel
Оригинальный воздушный фильтр А 004 094 26 04 от фирмы Knecht
Администратор сайта my-mercedes.ucoz.de не несет ответственности за содержание рекламных объявлений.
Все используемые на сайте зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам!
Используемая со сторонних источников информация публикуется с обязательными ссылками на эти источники.