Секреты чемпионаFAMEscope: самый знаменитый Mercedes-Benz: зачем ему «крылья»? Руслан Буслов
Фото: Mercedes-Benz, autoblog.com, autowp
Mercedes-Benz 300 SL Gullwing из далеких 1950-х — самый известный автомобиль «Трехлучевой звезды». Когда штутгартская мануфактура впервые показала его на международном моторшоу в Нью-Йорке в феврале 1954-го, публика буквально ахнула, раскрыв от удивления
рот. Таких шикарных дверей не было ни у одного другого автомобиля в
мире. Спорткар, казалось, не ездил, а парил над дорогой, сотрясая
асфальт ревом мощного шестицилиндрового мотора. Даже итальянские Ferrari
и английские Aston Martin порой не поспевали за немцем.
|
Спортивную славу Mercedes-Benz 300 SL Gullwing принесла серия побед на знаменитых марафонах Италии, Франции и Южной Америки, а коммерческий успех обеспечили волшебные двери, названные «крыльями чайки»
|
Как появились двери-крылья
Первоначально 300 SL задумывался как чисто гоночный спорткар. После Второй Мировой войны, в 1947 году, руководство Daimler-Benz грезит о возвращении в большой автоспорт, а спустя четыре года принимает решение о создании первой в послевоенное
время спортивной машины. Уже спустя несколько месяцев, к марту 1952-го,
Рудольф Уленхаут, возглавлявший экспериментальный отдел по созданию
гоночных моделей, демонстрирует руководству Daimler-Benz готовый проект под названием 300 SL (W194) (SL — сокращенно от Sehr Leicht (в переводе с немецкого — сверхлегкий). «Крылатая» модель срывает первые аплодисменты…
|
Так выглядит пространственная рама. Благодаря ей гоночный 300 SL стал легче и получил уникальные алюминиевые двери-крылья. Длина купе составляет 4520 мм, ширина — 1790 мм, высота — 1225 мм, дорожный просвет — 130 мм
|
Достаточно легкий, мощный и в тоже время ослепительно яркий
заднеприводный спорткар в кузове купе обладал всеми задатками чемпиона.
Отточенную по тем временам управляемость обеспечивала подвеска от седана
300 S: передняя — на поперечных рычагах, задняя —
двухшарнирная, с качающимися полуосями. Впечатляющую динамику дарил
спрятанный под капотом 3,0-литровый шестицилиндровый рядный агрегат с
непосредственным впрыском топлива, выдающий 170 л.с., в паре с
4-ступенчатой механической коробкой. Максимальная скорость
1060-килограммового гоночного купе переваливала за отметку в 230 км/ч.
Коммерческая модель, которой суждено было появиться в 1954-ом, окажется
на пару сотен килограммов тяжелее, но вместе с тем еще мощнее и
быстрее: мощность ее составляла 215 л.с., разгон с 0 до 100 км/ч занимал 8,7 с, максимальная скорость достигала 260 км/ч.
|
Дверь типа «крыло чайки» при
разблокировке замка устремлялась вверх, словно электрическая. При этом
плавное открытие достигалось за счет применения в ее конструкции
газонаполненного телескопического амортизатора
|
Стильный обтекаемый 300 SL, высота которого составляла всего 1225 мм,
кроме превосходных аэродинамических свойств обладал достаточно низкой
массой. Не последнюю роль в снижении его веса сыграла пространственная
рама, сваренная из тонкостенных стальных труб. При такой
конструкции автомобилю потребовались широкие высокие пороги, и Уленхаут
нашел решение. Так родилась идея компактных дверей, начинающихся чуть
ниже бокового остекления и захватывающих часть крыши. Они были легкими,
изготавливались из алюминиевого сплава и открывались вверх с помощью
пневматических механизмов.
|
Посадка в купе была крайне
неудобной. Чтобы попасть в салон, водителю предстояло пролезть в узкий
дверной проем, преодолевая высокий широкий порог, и втиснуться в
анатомичное (как тогда считалось) спортивное кресло. Благо немцы
придумали складывающийся руль, который хоть как-то облегчал эту задачу
|
Главные трофеи
Спортивный дебют 300 SL состоялся на легендарной Mille Miglia по дорогам Италии. Первое место в гонке завоевал Ferrari 250S, а Карл Клинг на 300 SL стал вторым. Еще один «крылатый» спорткар финишировал четвертым, третья машина выбыла из соревнований.
Затем последовало победное выступление в Берне, где «крылатый» SL
обошел Ferrari, Lancia, Aston Martin и Jaguar. В заезде на знаменитом
24-часовом марафоне во французском Ле-Мане главный трофей вновь достался
немцам. Херманн Ланг и Фриц Рис обновили рекорд марафона до 3 733 км. Другой экипаж «Мерседеса» — Тео Хельфрих и Хельмут Нидермайр — стал вторым.
|
- 1952 год. Гоночные 300 SL Gullwing финишируют первыми на 24-часовом марафоне Ле-Ман
- На старт главной южноамериканской гонки Carrera Panamericana вышли три машины, в том числе один родстер
- 300 SL без крыши был на 100 кг легче, чем купе, что теоретически давало ему больше шансов на победу
- И все-таки первым на марафоне в Мексике оказалось купе. Опытный пилот штутгартской команды Карл Клинг преодолел 3100 км трассы быстрее своих главных соперников, прошлогодних триумфаторов из Маранелло
|
В ноябре 1952 года два родстера и одно купе 300 SL
отправились на состязания Carrera Panamericana в Мексику, где им
предстояло соперничать с прошлогодним триумфатором гонки Ferrari. Карл
Клинг и Ханс Кленк выбили победу у Ferrari 250 S, а средняя скорость в 165 км/ч, которую немецкий экипаж показал в общем зачете, стала рекордом марафона.
Тогда же официальный импортер Daimler-Benz в Соединенных Штатах Макс
Хоффман (известный своими «пробивными» способностями и по дистрибьюции Porsche) убедит менеджмент штутгартской компании в необходимости создания коммерческой версии 300 SL.
Впоследствии «крылатое» немецкое купе станет хитом среди состоятельных
американцев и европейцев. Владельцами спорткара станут такие
знаменитости, как Пабло Пикассо, Софи Лорен, Элвис Пресли, монаршие
особы — короли Бельгии и Иордании Бодуэн и Хуссейн.
29 из 1400: алюминиевые эксклюзивы за миллионы
|
В августе 1954 года на заводе в Зиндельфингене начался выпуск дорожного 300 SL с кузовом работы Поля Брака. Автомобиль предлагался по цене примерно шести фольксвагеновских «Жуков» — 29 000 марок
|
За три года, которые 300 SL Gullwing стоял на конвейере (1954-1957 гг), было выпущено около 1400 таких автомобилей, 80% из которых разошлись в США. В Германии купе оценивали в 29 000 марок, и это был далеко не самый дорогой автомобиль в линейке Mercedes: купе 300 S стоило заметно дороже — 34 500 марок.
Кузов «крылатой» машины изготавливался из высококачественной стали,
капот и крышка багажника — из алюминия, дверные пороги отделывались
кожей в стандартной комплектации.
За отдельную плату предлагался полностью алюминиевый кузов, который снижал общую массу автомобиля почти на 200 кг. Данная опция, однако, не пользовалась популярностью, поскольку поднимала стоимость на 5 000 марок. Ее заказали всего 29 покупателей, поэтому алюминиевые 300 SL являются сегодня самыми востребованными раритетами на рынке и оцениваются в миллионы долларов.
|
- Самый дорогой Mercedes-Benz 300 SL Gullwing в истории
- Этот автомобиль с редким алюминиевым кузовом, собранный в 1955 году, был продан на аукционе Gooding&Company в январе 2012 года по цене $4,62 миллиона
- В 1982-1984 годах машина прошла полную реставрацию, включая восстановление мотора, в ремонтной мастерской Daimler-Benz в Германии
|
Версия 300SL Gullwing для дорог общественного пользования подверглась
переосмыслению, став более яркой и функциональной. Так, в автомобиле
появились перчаточный ящик и багажник, в котором можно было перевозить
до двух запасных колес. Задняя часть салона была переоборудована под два
штатных чемодана с поклажей. Расход топлива был относительно небольшим для мощного спорткара, развивавшего далеко за две сотни км/ч: 14-20 л на 100 км пробега. Объем топливного бака составлял 100 л.
|
Mercedes-Benz 300 SL Gullwing (1954-1957) и Roadster (1957-1963) вместе. В 1999 году «крылатую» модель признали «Спортивным автомобилем XX века», а в 2012-ом она отмечает свое 60-летие
|
В 1957 году началась эра родстеров Mercedes-Benz 300 SL, новой модификации со съемной крышей. Они стали более респектабельными (цена — 32 500 марок), мощными (225 л.с.)
и комплектовались дисковыми тормозами. Но это были уже совсем другие
машины, не вызывавшие такого трепета, как их предшественники.
Завораживающие «крылья чайки» в их конструкции больше не встречались.
Производство 300 SL Roadster прекратилось в 1963 году после выпуска финального, 1858-го автомобиля.
http://www.carscope.ru/mercedes/articles/2049/sekretyi_chempiona.html
|