Со штутгартским семейством Sports Tourer автор этих строк уже
знаком. Полгода назад на редакционном тесте побывал компактный B200,
сегодня же на отечественный рынок вышел выросший из женевского концепта
Vision R новый Mercedes-Benz R350.
Это практически такой же минивэн, но в отличие от получившего в свое
время приставку «compact» «первенца» наш «немец» удостоился чести
носить гордое имя Grand Sports Tourer. И не зря: минивэн на 18 см выше
и на 5 см шире новой версии S-класс. Мало того, вполне сопоставимы и
длина, и колесная база этих автомобилей. В семейном минивэне разве что
комфорта поменьше. Но обо всем по порядку.
Внешность автомобиля может кому-то показаться скучной и
неоригинальной — этакий присевший на своих коротких лапах бегемот. Но
вы ведь наверняка помните, что первое впечатление обычно обманчиво.
И ваш корреспондент в этом убедился — вживую R-класс выглядит куда
солиднее и динамичнее, чем на любой, пусть даже самой удачной,
фотографии. Стильный выразительный передок, чем-то напоминающий
улыбающегося инопланетянина, знакомый профиль кузова с характерно
покатой крышей, раскосые задние фонари — наследство от «бэшки». Но в то
же время в экстерьере можно найти черты и других современных моделей
Mercedes — например, массивная «титановая» фальшрадиаторная решетка с
огромной трехлучевой звездой по центру или «горбатый» профиль капота...
Ничего не напоминает? Так что относить R-класс к обычным семейным MPV
просто рука не поднимается — это скорее серьезный многоцелевой
автомобиль бизнес-класса, вобравший в себя все лучшее от SUV, того же
минивэна и... седана. Однако об этом чуть позже.
Начинка авто унифицирована с новой «эмкой», причем под словом
«начинка» следует понимать буквально все — от интерьера до шасси.
Сначала о первом. Такое ощущение, что, не мудрствуя лукаво, инженеры из
Штутгарта взяли салон внедорожника и инсталлировали его в минивэн.
Изменения, конечно же, есть (форма кокпита, расположение панелей на
центральной консоли), но общее «настроение» скопировано просто
поразительно. Салон также по-американски просторен, естественно,
отменно «нафарширован», но при этом «по-мерседесовски» пафосен. Спереди
— светлый полиуретан, на креслах — почти белая кожа, под ногами —
ворсистый ковролин и резиновые коврики того же цвета. Кругом датчики,
кнопки, рычажки, сервоприводы — в общем, внутри, как всегда, шикарно и
откровенно дорого. Впрочем, в этом случае положение, как говорится,
обязывает, ведь разговор идет об автомобиле стоимостью больше 80 000
евро. Так что мультиконтурные передние сиденья с «памятью», имеющие по
девять электрорегулировок, полный электропакет, трехзонная
климатическая установка с дополнительным пультом для задних пассажиров,
мультифункциональное рулевое колесо и мультимедийная система с большим
ЖК-дисплеем, управляющая радио, DVD-проигрывателем, «шестизарядным»
чейнджером, телефоном, телевизором, и воспринимаются уже как должное.
О достоинствах эргономики можно вообще не упоминать, в
противном случае это затянется надолго. Складывающаяся в «подпол» пара
сидений третьего ряда, багажник в различных вариантах, вмещающий от 314
до 1950 литров, ну и шесть посадочных мест. Мало? Отнюдь, ведь каждый
из садящихся в R-класс может рассчитывать на персональное регулируемое
(!) кресло. Хотя небольшой камень в «немецкий огород» автор этих строк
все-таки бросил бы. И дело здесь в недостатке свободного пространства
для пассажиров второго ряда: несмотря на внушительные габариты авто,
ваш корреспондент сам за собой не поместился. При том что на «галерке»
места для ног оказалось чуть ли не больше. Но это единственная
претензия к тестовому авто, к тому же «удлиненная» версия наверняка
подобными недостатками уже не страдает.
Что ж, теперь опустимся в недра. Под капотом уже знакомая
3,5-литровая бензиновая «шестерка», агрегатированная с семиступенчатой
7G-tronic. Так же, как и в «эмке», селектор последней расположен справа
от руля, алгоритм работы прежний: вниз — «D», вверх — «R», «нейтраль» —
посередине, нажав на торец, переходишь в «паркинг». Главное — в
движении не забыть, что это селектор, а не переключатель
стеклоочистителя. «Коробкой» можно управлять и с помощью переключателей
на тыльной стороне «баранки», однако стоит ли — «автомат» отлично
справится и без посторонней помощи. В отличие от M-класса АКП минивэна
имеет две предустановленные настройки «sport» и «comfort»,
переключающиеся с помощью кнопки на центральной консоли. Автомобиль
имеет постоянный полный привод с равным распределением момента по осям,
полный набор электронных систем, V-образные рычаги спереди и
«четырехрычажку» сзади...
А также фирменную (но опционную) пневмоподвеску Airmatic. На
работе последней системы стоит остановиться подробнее. Во-первых, у
водителя всегда есть возможность выбрать одну из трех
запрограммированных настроек: «auto», «comfort» или «sport», тем самым
подогнав автомобиль под себя. Во-вторых, при необходимости подвеску
можно и «лифтануть», тем самым увеличив просвет на 50 мм. На
центральной консоли присутствует специальная кнопка с соответствующей
пиктограммой. Однако при этом стоит учесть, что ходы амортизаторов на
отбой сокращаются до минимума и автомобиль начинает «козлить» и
громыхать даже на мелкой гребенке, заставляя сбросить скорость. Так
что, чтобы не убить довольно капризную в наших условиях пневматику,
стоит делать поправку и на среду обитания.
Будь моя воля, на этом бы и закончил, ведь все высказанное
ниже — очередной реверанс в сторону создателей R-класса. Вряд ли
кто-нибудь добьется от этого автомобиля более правильного и
прогнозируемого поведения на дороге. А нам и вовсе остается лишь
наслаждаться. Ведь здесь все до безобразия великолепно: уверенный и
мощный разгон, безупречная работа 7G-tronic, отменные тормоза... Но в
то же время, как и пристало истинному представителю фамилии «Mercedes»,
R350 обладает потрясающей плавностью хода, вне зависимости от
активированного режима Airmatic. Штутгартский минивэн сверхкомфортен в
любых условиях.
Но и это еще не все. Скажем, на асфальте, на скорости в 120
км/ч, когда электроника «сажает» кузов на 20 мм, увеличивая
устойчивость и уменьшая крены, поведение этого 2-тонного бегемота
заметно меняется. По субъективным впечатлениям, на трассе R-Class больше
походил не на вальяжные SUV или MPV, а на легковой седан. Не
спортивный, конечно, но более собранный и послушный.
В общем, у «Mercedes» получилось интересное смешение стилей, более
того, осмелюсь предположить, что тем самым немцы открыли новый сегмент
рынка. Но некоторые вопросы все же остаются открытыми. Кому же R-class
все-таки адресован? Это некий коктейль из внедорожника и минивэна,
причем коктейль авторский и потому дорогой. Достоинств у него масса, да
и придраться практически не к чему. Впрочем, если уж быть совсем
откровенным, ничего другого я от автомобиля и не ждал. Однако
понадобится ли кому-нибудь настолько универсальный Mercedes? Хотя, с
другой стороны, в личных гаражах сильных мира сего штутгартских моделей
должно быть как минимум три, может быть, и для четвертой место найдется.
Автор: Владимир Жидков