Помочь водителям справляться с критическими ситуациями призваны
многочисленные электронные ассистенты. Ими, правда, пока оснащены далеко
не все автомобили.
"До того момента, пока системы безопасности, в том числе и
электронные ассистенты, становятся, так сказать, частью повседневности,
проходит в среднем около 10 лет, - отмечает Томас Буркхард (Thomas
Burkhardt), представитель Общегерманского автомобильного клуба ADAC. -
Всерьез такими технологиями конструкторы начали заниматься в 80-90-х
годах прошлого века, и потому сегодня многие из них не кажутся нам
чем-то особенным".
Активное вмешательство
За последнее десятилетие технологии - и в особенности электронные -
шагнули далеко вперед. Специалисты Mercedes-Benz, например, постоянно
работают над улучшением уже существующих электронных ассистентов. Так,
система предупреждения о непроизвольном пересечении дорожной разметки,
которая привлекает внимание водителя в критической ситуации вибрацией
руля или подголовника, - изобретение сравнительно новое. Но
мерседесовские инженеры на этом решили не останавливаться и разработали
активный ассистент такого типа.
"Активный ассистент, предупреждающий о пересечении внешней полосы
дорожной разметки, является дополнением к уже существующему, -
рассказывает представитель Mercedes-Benz Маркус Фах (Markus Fach). - Он
не только предупреждает, но и самостоятельно "подправляет" направление
движения автомобиля. Причем водитель действий робота практически не
замечает, так как руль при этом не поворачивается".
Активизируется новая система на скорости 60 км/ч. При помощи очень
мягкого срабатывания тормозов с нужной стороны система, во-первых, еще
раз предупреждает об опасности невнимательного водителя, а во-вторых,
помогает удержать машину на дорожной полосе. За разметкой следит
видеокамера, позволяющая роботу отличать прерывистую линию от сплошной.
Вмешивается в процесс управления система лишь тогда, когда колеса
пересекают сплошную линию, которую, согласно правилам, пересекать
запрещено.
Выход из "мертвого угла"
Как уже было сказано, всерьез проблемам безопасности автостроители
начали уделять внимание где-то три десятилетия назад. На протяжении
долгого времени приоритетной в этой области была пассивная безопасность,
призванная защитить водителя и пассажиров от удара при столкновении.
Развитие радаров и видеокамер, а также электроники в целом открыли новые
перспективы для безопасности активной.
К примеру, уже найдено решение проблемы "мертвого угла", когда
водитель не видит едущий сбоку от него автомобиль в зеркале заднего
вида. До сих пор об опасном приближении к автомобилю, идущему рядом или,
к примеру, на обгон, электронные ассистенты предупреждали звуковыми
сигналами и мигающими символами на приборной доске или на боковом
зеркале. Ну а теперь, по словам Маркуса Фаха, активный ассистент "сам
аккуратно притормаживает с нужной стороны. То есть машина сама уходит от
столкновения, возвращается в свою полосу, и, конечно, извещает об этом
водителя".
Новые миры
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Mercedes-Benz CLНаверное,
любой водитель не отказался бы от такого электронного
"ангела-хранителя". Технический прогресс не стоит на месте, и, как
уверяет эксперт компании Mercedes-Benz: "В будущем нас ожидают
дальнейшие разработки, базирующиеся на применении камер наблюдения и
радарных сенсоров. При помощи других электронных систем они откроют для
нас новые миры комфорта и автомобильной безопасности".
Конечно, пройдет еще немало времени до той поры, когда эти системы
станут доступны массовому потребителю. Но начало положено: обоими
активными ассистентами уже сегодня оснащается серийная модель класса
"люкс" Mercedes-Benz CL.
Автор: Глеб Гаврик
Редактор: Андрей Кобяков
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5996422,00.html