Autobild.by Стоит немного отвлечься от дороги или, не дай бог, уснуть за рулем, как автомобиль рискует выехать за пределы своей полосы и попасть в разделительный барьер или на встречную полосу. Системы контроля за полосой движения призваны не допустить подобных ДТП.
Современные
автомобили обучены следить за дорогой и подавать сигналы водителю, если
он не достаточно внимательно ведет машину по шоссе. В самом простом
случае железный конь подаст звуковой сигнал либо заставит вибрировать
руль или сиденье пилота. Такая тревожная реакция последует в том случае,
если колесо автомобиля наехало на линию дорожной разметки без включения
соответствующего сигнала поворота. Сигнал, подаваемый неусыпной
электроникой, привлечет внимание водителя к дороге и к происходящему на
ней.
Без такой помощи автомобиль, который несанкционированно покинул свою
полосу движения, имеет очень большие шансы влететь в ограждение, на
встречную полосу или остановиться в придорожной канаве.
Легко
ли потерять внимание за дорогой? Статистика говорит, что очень легко.
Стоит отвлечься на управление CD-магнитолой, ответом на звонок (не
важно, ведется ли разговор по hands-free или по трубке), наблюдением за
ребенком или просто задремать – на шоссейной скорости за секунду
автомобиль преодолевает десятки метров и отклонение руля быстро выводит
его за пределы полосы движения.
Между тем, не все электронные
помощники одинаково талантливы и способны. Мы собрали 11 разных
автомобилей с аналогичной по назначению системой, следящей за полосой
движения. Уже не садясь за руль, а прочитывая инструкцию по
эксплуатации, становится ясно, что своими функциями эти системы
отличаются.Существуют пассивные системы, которые
следят за дорогой и подают сигналы водителю. Также придуманы и внедрены
активные системы – их продвинутые технологии позволяют вмешиваться в
рулевое управление и автоматически рулить в границах текущей полосы
движения. А электроника Mercedes еще и наделена правом пользоваться
тормозами. Все 11 подопытных автомобилей проедут по одному участку
дороги, а мы сравним их возможности.
Как работает система слежения за полосой
Системы, о которых пойдет речь далее, делятся на два типа. Первый тип
появился раньше и в его функции входит только предупреждение о
несанкционированном покидании полосы движения. Второй тип современнее –
это активная система, которая подруливая может вернуть автомобиль на
полосу и самостоятельно вести его в ее пределах. Mercedes выполняет
возвращение в свою полосу движения при помощи коротких тормозных
импульсов. Все системы полагаются на видеокамеры либо на инфракрасные
датчики, которые распознают дорожную разметку и момент ее
несанкционированного пересечения. В активных системах электроника
рассчитывает, на какой угол необходимо довернуть руль (руль поворачивает
мотор электроусилителя), чтобы автомобиль держался своей полосы
движения. В любом случае, вмешательство системы контроля за полосой
движения сопровождается предупреждающим сигналом. Система не
вмешивается, если пересечение разметки сопровождается включением
соответствующего сигнала поворота. Citroёn: надежно, но с опозданием
Citroёn C4
видит все, так или иначе. О том, что система контроля полосы движения
работает, предупреждает зеленый огонек на клавише активации данной
системы. Однако будучи активной, система предупреждает о пересечении
разметки лишь время от времени. Citroёn предупреждает водителя вибрацией
сидения (под обивкой установлен маленький валик с сервоприводом), но
нам нечасто доводилось получать этот сигнал. К тому же на разметку
желтого цвета C4 регистрировал крайне неохотно. | Ограждение на девять часов, но Сitroёn не заметил. Водителю нужно быть начеку и не во всем доверять электронике |
| Зеленый огонек говорит о включении системы. На практике она выполняет свою функцию не слишком четко |
Итак, когда сиденье начинает вибрировать, водитель должен немедленно
отреагировать и повернуть руль в нужную сторону. Действовать нужно
быстро и однозначно, т.к. сигнал подается только по факту пересечения
разметки, а не по приближении к ней. Дело в том, система, внедренная в
Citroёn C4, пользуется инфракрасными
датчиками, которые установлены в уголках переднего бампера и направлены
вертикально вниз. Их "угол обзора" минимален, поэтому система реагирует
только на наезд или пересечение линии разметки. На прерывистую линию
разметки такое решение может вообще не реагировать, если машина проехала
между двумя полосками. Вдобавок, система слежения за полосой от Citroёn
включается лишь на 80 км/ч – это слишком много: в городе и на
ремонтируемых участках дорог она дремлет.
| Инфракрасные
датчики следят за дорогой непосредственно перед передними колесами. В
ряде случаев они пропускают прерывистую разметку |
ЦЕНА Система предупреждения о непроизвольном пересечении дорожной разметки* €600 Доступна только как опция к оснащению Exclusive +€4100
ИТОГО €4700 *Вместе с датчиками давления шин
ОЦЕНКИ Удобство 5 баллов Информативность 4 балла Оповещение/ 16 баллов подруливание Достоверность 7 баллов Цена 9 баллов Итого 41 балл
ВЫВОД Система Сitroёn проста и эффективна. Во многих случаях она четко работает, но нередко не видит очевидного. Volvo: бьет в гонг при опасности
Эксперты по вопросам безопасности из Швеции обошлись без
корректирующего вмешательства в управление при вероятности возникновения
чрезвычайной ситуации. Volvo XC60 предупреждает водителя ненавязчивым
акустическим сигналом, напоминающим несколько частых ударов в гонг.
Сигнал раздается заблаговременно, хотя его оперативность можно
отрегулировать через меню (всего 2 настройки). В целом, Volvo
рассчитывает необходимость подачи сигнала в зависимости от скорости
движения, курса и близости к разметки. На наш взгляд, оповещение в XC60
работает весьма логично. Ошибочная реакция системы была отмечена лишь
при выезде на магистраль с примыкающей дороги – таким сигналом можно
пренебречь. Степень распознавания дорожной разметки очень высока. На
тестовом маршруте Volvo XC60 упустил из виду лишь пару метров истертой
разметки, но четко распознавал как белую, так и желтую маркировку на
асфальте, а также линии временной разметки на участках дорожного
ремонта.
| | Нет разметки, нет предупреждения: газон, прилегающий к проезжей части, Volvo не может распознать. Поэтому, пожалуйста, не спите на таких дорогах… | Экран в центре тахометра сигнализирует о включении и срабатывании системы. Также он предупреждает о том, что автомобиль видит и следит за разметкой |
Степень
распознавания дорожной разметки очень высока, на тестовом маршруте
Volvo Xc60 упустил из виду лишь пару метров истертой разметки, но четко
распознавал как белую, так и желтую маркировку на асфальте, а также
линии временной разметки на участках дорожного ремонта. | VolvoXC60
наблюдает за дорогой через видеокамеру и получает информацию от датчика
поворота руля. При случайном покидании полосы раздается гонг |
ЦЕНА Система предупреждения о непроизвольном пересечении дорожной разметки €817
ИТОГО €817 ОЦЕНКИ Удобство 5 баллов Информативность 4 балла Оповещение/ 16 баллов подруливание Достоверность 7 баллов Цена 9 баллов Итого 41 балл
ВЫВОД Volvo
не вмешивается в управление, но функция слежения и оповещения работает
должным образом. Услышав гонг, водителю придется самому корректировать
курс. Ford: сложная система для компактного Focus
ПОБЕДИТЕЛЬ ТЕСТА: РЕКОМЕНДУЕМ!
Focusне
оставляет ничего на волю случая. Его система способна свести до
минимума опасность, которую создает водитель, клюющий носом за рулем.
Электроника Focusвнимательна,
оперативная и надежна, а также выполняет точно подруливание для
коррекции курса. Степень чувствительности, с которой автомобиль
реагирует на несанкционированное пересечение разметки, имеет два уровня
настройки. А сила, с которой для предупреждения водителя вибрирует руль,
имеет 3 регулировки. Прекрасно – любой водитель сможет подогнать под
себя степень реакций вспомогательной системы.
| | Здесь от дорожной разметки остались лишь следы, но Focus видит их | Гибкая настройка: одно нажатие клавиши активирует предупреждение о покидании полосы, второе нажатие включает систему автоматического следования по полосе |
FordFocusспособен
самостоятельно рулить даже в поворотах с минимальным радиусом. Также
впечатляет надежность, с которой он находит и следит за разметкой. Лишь
на тех участках, где ведутся ремонтные работы, Focusтеряет
ориентацию. Также его внимание притупляется на участках дорог,
находящихся в тени или с минимальным освещением. А в целом, система
удержания на полосе работает в Focusотлично во всех аспектах. Она доступна как опция в большом пакете уже для версии Trend.
| Здравая мысль: клавиша включения системы расположена на левом подрулевом рычажке. Рыскать по меню компьютера не надо вовсе |
ЦЕНА Система контроля за дорожной разметкой* $2200 Доступна только как опция к оснащению Trend +$1600
ИТОГО $3800 *Входит в комплект вспомогательных систем №2
ОЦЕНКИ Удобство 5 баллов Информативность 5 баллов Оповещение/ 18 баллов подруливание Достоверность 10 баллов Цена 10 баллов Итого 46 баллов ВЫВОД Система Ford работает четко, своевременно и очень эффективно. Степень ее вмешательства регулируется.
Audi: куча техники борется с уклонением от курса
В Audiвсе
сложно. Датчики, установленные в бампере, распознают четкие линии
разметки, а также временные полосы. Камера, установленная за лобовым
стеклом, считывает изношенную разметку. В то же время, блок управления
системой получает сведения от автомобиля: если активирован спортивный
режим, то система слежения за разметкой будет лояльно относиться к тому,
как водитель режет апексы поворотов и наезжает на дорожные полосы.
Умно!
Также AudiA7
наделен серьезной техникой для того, чтобы автоматически поддерживать
курс в пределах полосы движения. Лишь только наметился
несанкционированный выезд за пределы полосы, автомобиль, тактично
подруливая, вернется на безопасный курс. Это также работает и в крутых
поворотах – Audiрулит сама.
| | Несколько
перекрещивающихся желтых линий - большинство систем в них запутались
бы, но Audi справилась и вела машину должным образом | Гибкая настройка: через меню можно установить чувствительность механизма подруливания и сигнала предупреждения (вибрации) |
Через меню можно выбрать, в какой момент AudiA7 будет предупреждать (заставляя руль вибрировать) о пересечении разметки: заблаговременно или поздно (по факту выезда). Система хороша, но и у нее есть огрехи. На тестовом отрезке дорог общего пользования AudiA7
отреагировала на узкие полосы битума, нанесенные по центру полосы
движения, между белых полос разметки, и непрерывно предупреждала о
переезде через них. Также AudiA7
не реагирует на край шоссе, на котором отсутствует разметка – будьте
осторожны, ведь ничто не предупредит вас о выезде на обочину.
| Клавиша на торце левого рычажка включает систему - просто, как и должно быть
|
ЦЕНА Система контроля за дорожной разметкой €869 Заказывается только со складывающимися зеркалами заднего вида +€261
ИТОГО €5650 ОЦЕНКИ Удобство 5 баллов Информативность 5 баллов Оповещение/ 17 баллов подруливание Достоверность 6 баллов Цена 9 баллов Итого 42 балла
ВЫВОД Много сложной и умной техники, но на нее нельзя полностью полагаться. Хотя в хаотичной временной разметке AudiA7 разобралась.
Mercedes: рулит торможением
Водители с-класса вынуждены рулить самостоятельно. Хотя здесь так же,
как в Audi и VW, установлен электрический усилитель руля, он не обучен
вмешиваться в управление. Но Mersedes все же пытается корректировать
курс и делает это по-своему.
| | Высокая
скорость, ощутимое воздействие: подруливание методом торможения
раздражает водителя и заставляет нервничать, хотя все работает безопасно | Образцовая индикация: подсвеченные линии показывают, с какой стороны машина пересекает разметку. Система активируется через бортовое меню. |
На
скоростях более 60 км/ч машина распознает разметку и при ее
несанкционированном пересечении создает короткий тормозной импульс,
чтобы изменить курс движения. На пологих траекториях такое вмешательство
достаточно эффективно. Но если автомобиль будет приближаться к разметке
под большим углом, прикусывание тормозов ничем не поможет. Зато C-класс оповестит водителя вибрацией на руле. Вообще, система Mercedesреагирует
на сплошные линии разметки, а прерывистые игнорирует. Также она не
жалует желтую разметку и не обращает внимание на обочины.
| Камера
установлена перед зеркалом заднего вида. Она охотно распознает жирные
линии разметки и подает сигнал на задействование тормозов |
ЦЕНА
Система контроля за дорожной разметкой €2321
Необходимые опции: Навигация Map Pilot +€893 Pre-Safe +€393 АКПП +€2499 Комплектация Avantgarde +€2130
ИТОГО €8236
ОЦЕНКИ Удобство 4 балла Информативность 5 баллов Оповещение/ 16 баллов подруливание Достоверность 7 баллов Цена 5 баллов Итого 37 баллов
ВЫВОД Использование
тормозов для подруливания сбивает водителя с толку, но это работает, и
машина возвращается на курс, в пределы полосы движения. BMW: без автоматического подруливания ПРОСТО, НО ЭФФЕКТИВНО.
BMW также не считает вмешательство в управление автомобилем
обязательным. На грани чрезвычайной ситуации руль мюнхенского флагмана
слегка вибрирует. Учитывая высокую цену автомобиля, такое решение
выглядит скупо. Хотя цена за обладание таким ассистентом более чем
высока: придется выложить €3500. Из них сама система стоит €520, а еще
€3000 придется заплатить за обязательную систему DVD-навигации. К
счастью, этот электронный помощник в BMW работает впечатляюще надежно.
Когда "семерка" распознает разметку, на руле раздается легкая
вибрация – можно быть уверенным, что машина следит за дорогой.
| | Если дорога равномерно покрыта тенями, BMW прекрасно видит всю разметку. Иногда даже лучше, чем водитель | BMW серьезно вооружена: система контроля за мертвыми зонами, система предотвращения столкновений, система слежения за дорожной разметкой и проекционный дисплей |
Предупреждение
о пересечении подается заранее, таким образом, у водителя остается
достаточно времени, чтобы среагировать. Даже на крутых развязках система
не теряет бдительности и контролирует разметку. В наших руках BMW 740d
допустил минимум ошибок, распознавал даже сильно изношенные линии и не
обозначенную границу между асфальтом и газоном на обочине. Оплошности
были допущены на дороге, проходящей через лес – там машину сбивали с
толку пестрые тени. Временная разметка также не поддалась электронике
BMW.
| В BMW слежение активно на скоростях более 70 км/ч, поэтому в зонах ремонтных работ она дремлет
|
ЦЕНА Система предупреждения о непроизвольном пересечении дорожной разметки - €520 Заказывается только с системой Navi Professional +€3000 Итого €3520
ОЦЕНКИ Удобство 5 баллов Информативность 5 баллов Оповещение/ 15 баллов подруливание Достоверность 9 баллов Цена 8 баллов Итого 42 балла
ВЫВОД Хотя BMW не умеет подруливать, она здорово распознает разметку и заранее предупреждает о ее пересечении. (продолжение часть 2) |